Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Запрос пояснений в отношении полученной информации

Запрос пояснений в отношении полученной информации

Запрос пояснений в отношении полученной информации

Направление требования

Налогоплательщику, который получил такой запрос, нужно учитывать, что в подавляющем большинстве случаев его инициатором выступает не «родная» ИФНС, а тот налоговый орган, в котором состоит на учете его контрагент. Однако само требование по правилам статьи НК РФ направляет «своя» инспекция.

Именно поэтому к требованию, которое выставила «своя» ИФНС, должна прилагаться копия поручения от инспекции-инициатора запроса. Без этой копии требование может быть направлено только в одном случае: когда проверяемый налогоплательщик и адресат запроса состоят на учете в одной ИФНС (т.е. инспекция-инициатор запроса совпадает с инспекцией, направившей требование).
инспекция-инициатор запроса совпадает с инспекцией, направившей требование). В таком случае ИФНС не дает себе никакого поручения и, соответственно, копия поручения к требованию не прикладывается (письмо ФНС России , постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.08 по делу № А26-1964/2007).

Отметим, что копия поручения — весьма полезный для налогоплательщика документ. Так, из нее можно узнать, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля налоговикам потребовались документы и информация. Также данная копия позволяет проверить, соответствуют ли сведения, которые запрашивает «своя» ИФНС, поручению инспекции-инициатора запроса.

Ведь судебная практика исходит из того, что в подобной ситуации требование о предоставлении документов (информации) составляется на основании поручения и не может выходить за его рамки.

А значит, если истребуются документы, не указанные в копии поручения, такое требования является незаконным в соответствующей части (постановления ФАС Уральского округа от 27.01.12 № Ф09-8983/11 и ФАС Московского округа от 26.03.09 № КА-А40/2089-09). В то же время следует учитывать, что если инспекция не приложит к требованию копию поручения, суд может не признать это грубым процедурным нарушением (постановление ФАС Уральского округа от 19.05.08 № Ф09-3423/08-С3).

Поэтому мы не советуем игнорировать требование о предоставлении документов (информации) только лишь потому, что к нему не приложена копия поручения.

А вот обжаловать такое требование вполне возможно.

Если суд сочтет его незаконным, налогоплательщик сможет потребовать возмещения расходов на исполнение такого требования в порядке, предусмотренном статьей НК РФ.

Как отвечать на требования налоговой

Промокод Требования на скидку 50% на письменную консультацию по теме вебинара. Что такое требование? Требование (о предоставлении документов, информации) – это один из методов осуществления налогового контроля.

Право налоговых органов истребовать документы установлено Налоговым кодексом (пп.1 п.1 ст.

31 НК РФ). Стоит различать способы налоговых органов получать информацию: случаи, когда налоговый орган вправе истребовать информацию (в т.ч пояснения) или документы, установлены статьями 88, 89, 93, 93.1, 105.15 и 105.17 НК РФ. Однако, в п.4 ст.31 НК РФ «Права налоговых органов» также указано, что налоговый орган праве вызвать плательщика на основании уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой им налогов и сборов, в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях. Здесь следует добавить, что ст.

19.4 КоАП предусматривает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). Поэтому, формально, налоговый инспектор вправе направить плательщику уведомление с предложением предоставить пояснения по какому-либо вопросу.
Поэтому, формально, налоговый инспектор вправе направить плательщику уведомление с предложением предоставить пояснения по какому-либо вопросу. Однако, сегодня разговор пойдет именно о требованиях.

Форма и содержание требования Форма и содержание требования установлены приказом ФНС (Приказ ФНС России от 07.11.2018 N В частности, требование о предоставлении документов (информации) должно называться именно так, и никак иначе. Если плательщик получает документ, который называется «запрос», «сообщение», «информационное письмо» и тд – это является нарушением. Бывает, что налоговый орган пропускает срок возможного направления требования, например, когда прошел срок проведения камеральной проверки, и законных оснований выставить требование у инспектора нет.

В таких случаях можно наблюдать, что плательщик получает письмо, которое называется, например, «запрос (с требованием предоставления информации)».

Во-вторых, требование должно ссылаться на конкретную норму Налогового кодекса и содержать основания для выставления, в частности, инспектор должен указать, в рамках каких мероприятий налогового контроля данное требование направлено.

В-третьих, требование должно содержать четкий перечень запрашиваемой информации и документов.

Все это важно знать, поскольку плательщик имеет право не исполнять неправомерные требования налоговых органов (пп.1 п.1 ст.21 НК РФ).

Важно! Помните, что при получении требования в электронной форме, плательщик обязан в течение 6 дней направить квитанцию о его приеме. Если этого не сделать, налоговый орган в течение 10 дней вправе приостановить операции по банковскому счету (пп.2 п.3 ст.76 НК РФ).

Однако, если полученный по ТКС файл оказался поврежденным или не соответствующим установленному формату, так, что открыть его невозможно, такое требование считается не полученным, и налоговый орган должен направить его в бумажном виде (письме ФНС России от 16.02.2016 г.

№ Однако, учитывая вероятность блокировки счета, в такой ситуации все же лучше направить в инспекцию письмо с указанием на невозможность открыть файл.

Виды требований Требования о предоставлении пояснений 1. В рамках камеральной проверки (ст.88 НК РФ) могут быть истребованы пояснения: — в случае выявления ошибок и противоречий в налоговой декларации; — в случае подачи уточненной декларации с суммой налога к уменьшению; — в случае подачи декларации с заявленной суммой убытка; — плательщики НДС – обязанность предоставления пояснений только в электронной форме.
В рамках камеральной проверки (ст.88 НК РФ) могут быть истребованы пояснения: — в случае выявления ошибок и противоречий в налоговой декларации; — в случае подачи уточненной декларации с суммой налога к уменьшению; — в случае подачи декларации с заявленной суммой убытка; — плательщики НДС – обязанность предоставления пояснений только в электронной форме.

Пояснения на бумажном носителе будут считаться непредставленными; — при применении налоговых льгот.

Во всех этих случаях плательщик должен представить пояснения в течение 5 дней. В том, что кается предоставления пояснений, Налоговый кодекс никаких указаний плательщикам не дает. Нет установленной формы для них, нет и требований к содержанию.

В частности, примером пояснения по требованию о предоставлении таковых в рамках камеральной проверки декларации по НДС может быть следующее:

«При проверке предоставленной декларации по НДС ошибок не выявлено»

.

Или пояснения по поводу полученного убытка:

«Убыток в декларации по налогу на прибыль за период вызван объективными экономическими причинами, а также спецификой деятельности организации»

. Забавно, не правда ли? Требования о предоставлении пояснений исполнены.

В случае получения требования о предоставлении пояснений, документы истребованы быть не могут, их предоставление в этом случае является для плательщика исключительно правом, но не обязанностью. Требования о предоставлении документов (информации) 1) на основании ст.

93 НК РФ – документы могут быть истребованы в рамках налоговых проверок и должны быть представлены плательщиком в течение 10 дней. При этом, по общему правилу инспектор не может запрашивать документы в рамках камеральной проверки.

Есть только ограниченный набор случаев, когда это возможно: — при применении плательщиком льгот (п. 6 ст.88 НК РФ); — при заявлении декларации НДС к возмещению (абз.

2 п. 8 ст. 88 НК РФ); — при подаче уточненной декларации с суммой налога к уменьшению, либо увеличен убыток (п.8.3 ст. 88 НК РФ); — при подаче плательщиком-участником договора инвестиционного товарищества декларации по налогу на прибыль или НДФЛ (п.8.2 ст.88 НК РФ); — у плательщиков природных ресурсов (п.9 ст.88 НК РФ); — выявление противоречий в декларации по НДС (п.8.1 ст.88 НК РФ); — применение пониженных страховых взносов (п.8.6 ст.88 НК РФ); — в декларации по налогу на прибыль заявлен инвестиционный налоговый вычет (п.8.8 ст.88 НК РФ); — декларация по акцизам при определенных условиях (п.8.4 ст.88 НК РФ); — заявлены льготы участниками региональных инвестпроектов (п.12 ст.88 НК РФ).

Опять же, важно понимать, что запрос в рамках налоговой проверки должен содержать перечень документов, которые относятся только к проводимой проверке.

Если камеральная – то документы только в рамках предоставления конкретной декларации, если в рамках выездной – то опять же, только в рамках ее проведения, в том периоде и по тем налогам, по которым она проводится. Например, если требование ссылается на проведение камеральной проверки по НДС, но инспектор просит предоставить штатное расписание, то, очевидно, что данный документ к расчету НДС отношения иметь не может, а следовательно, запрошен необоснованно.

Отказ и не предоставление документов по требованию в рамках проверки влечет ответственность по ст.126 НК РФ (200 руб. за каждый непредставленный документ). Однако, если плательщик ранее уже предоставлял аналогичные документы, достаточно напомнить об этом инспекции, указав, когда и в какую инспекцию эти документы были переданы.

Кодекс прямо запрещает налоговым органам дважды истребовать одни и те же документы. 2) на основании п.1 ст.93.1 НК РФ, в рамках встречной проверки, срок – 5 дней. Встречная проверка по сути – это проверка контрагента плательщика.

При этом, если контрагенты состоят на учете в разных инспекциях, в игру вступает бюрократия: инспекция контрагента дает поручение инспекции плательщика истребовать необходимые документы, а инспекция плательщика, в свою очередь, направляет ему требование и прикладывает поручение. По данному основанию документы могут быть запрошены, только если контрагент проходит налоговую проверку (камеральную или выездную).

Соответственно, налоговый орган, который запрашивает документы, также должен истребовать их только в соответствии с проводимыми контрольными мероприятиями. 3) на основании п.2 ст.93.1, запрос вне рамок проведения налоговых проверок, срок представления – 10 дней. Налоговый кодекс дает налоговым органам право истребовать документы и информацию, по сути, у любых лиц, которые, по мнению налоговых органов, могут располагать информацией о какой-либо сделке.

Налоговый кодекс дает налоговым органам право истребовать документы и информацию, по сути, у любых лиц, которые, по мнению налоговых органов, могут располагать информацией о какой-либо сделке. Очень важно, что статья 93.1 НК РФ дает налоговому органу право истребования документы (информацию) только в рамках конкретной сделки.

Это значит, что в требовании должна быть отсылка, как минимум, к контрагенту и предмету сделки (письмо ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869, письмо Минфина России от 02.05.2007 №03-02-07/1-209). Инспекция не вправе требовать вне рамок проверок документы непосредственно по деятельности плательщика.

Кроме того, ФНС России прямо запретила инспекторам требовать все подряд документы вне рамок проверок (Письмо от 27.06.17 № Как определить законность требования налогового органа Во-первых, по названию документа. Только требование. Не письмо.

Не сообщение. Не запрос. Во-вторых, должно быть определено, в рамках каких мероприятий налогового контроля оно направлено.

Если требование ссылается на ст.88 НК РФ, то есть выставлено в рамках камеральной проверки, то должно быть указано, в рамках какой именно камеральной проверки оно направлено. Камеральная проверка – это проверка поданной декларации или расчета.

При этом по каждой декларации проводится самостоятельная проверка.

Это означает, что в требовании в рамках камералки должно быть прямо указано, декларация по какому налогу и за какой период проверяется. Отсюда вытекает в-третьих: дата требования.

Камеральная проверка длится 3 месяца в общем случае и 2 месяца по НДС. Если дата требования выходит за пределы срока проверки – такое требование неправомерно.

При этом сложившаяся практика говорит, что требование, выставленное в последний день срока проверки, плательщику следует исполнить.

В-четвертых, если запрос производится в рамках встречной проверки, необходимо проверить наличие поручения (обязательно должно быть, если плательщик и контрагент состоят на учете в разных инспекциях, если в одной – поручения может не быть).

А затем внимательно сравнить документы из поручения и документы из требования, поскольку иногда инспекторы не прочь «под шумок» добавить что-то для себя, рассчитывая, что плательщик и не заметит.

В-пятых, если документы запрашиваются вне рамок проведения проверок, обязательно должно быть указано, какая сделка и по какому контрагенту интересует инспектора. В таком требовании не может быть пространных запросов и обширных списков документов, отсылающих к разным налогам и нескольким контрагентам. В идеале, по данному основанию: одна сделка – одно требование.

Какие документы налоговый орган вправе истребовать Только те, которые относятся непосредственно к исчислению налогов и сборов.

В общем случае это налоговые регистры. А вот оборотно-сальдовые ведомости к таковым уже не относятся.

И плательщик имеет полное право их не предоставлять. В частном случае перечень документов, которые инспекция вправе запрашивать, определяется основаниями требования и его содержанием, и каждый случай следует анализировать отдельно. Как отвечать на требования Прежде чем бросаться предоставлять все документы, которые хочет инспектор, проверьте, насколько правомерно само требование, а также то, насколько запрашиваемый перечень документов (информации) соответствует целям его выставления.
Как отвечать на требования Прежде чем бросаться предоставлять все документы, которые хочет инспектор, проверьте, насколько правомерно само требование, а также то, насколько запрашиваемый перечень документов (информации) соответствует целям его выставления. Всегда помните: чем больше документов вы добровольно предоставляете инспектору, тем больше у него информации для анализа.

Первоочередным при решении, как именно ответить на требование, является определение собственной позиции во взаимодействии с налоговым органом. Если плательщик готов спорить с инспекцией, в том числе, возможно, и в суде в последующем, можно занять активную позицию, и при получении необоснованного требования, смело заявить в ответе, что требование исполнено не будет ввиду его незаконности.

Если желания развивать конфликт нет, лучше ограничиться нейтральным ответом и предоставлением документов только в той части, в которой они запрошены обоснованно. Порой можно встретить достаточно обширные требования, в которых налоговый орган запрашивает информацию, которая является конфиденциальной для компании. В подобном случае можно сослаться на положение о конфиденциальности и коммерческую тайну.

Что можно понять по требованию Достаточно немало. Например, основание требования даст информацию о том, какой именно отдел это требование направил. Если требование направлено не в рамках выездной проверки, то вариантов немного.

Это либо отдел камеральных проверок, либо отдел предпроверочного анализа, который анализирует информацию по плательщику и отбирает тех, кто может впоследствии попасть в план выездных проверок.

Камеральный отдел выставляет требования преимущественно со ссылкой на ст.88 (камеральные проверки) и ст.93.1 при встречной проверке. Отдел предпроверочного анализа запрашивает документы уже вне рамок проведения налоговых проверок, и при получении такого требования можно несколько насторожиться. Как правило, из таких требований инспекторы пытаются выжать как моно больше информации, и этим требования могут поистине поражать широтой и глубиной запросов.

При этом, чем интереснее требование, чем больше внутренней информации через него пытаются получить, тем выше вероятность, что плательщик стал объектом пристального внимания. Еще понять, из какого отдела направлено требование, можно, поискав исполнителя, а точнее, в каком отделе он работает. Поскольку налоговые органы это государственная служба, на замещение должностей объявляются конкурсы, результаты которых являются открытыми.

Рекомендуем прочесть:  Выплаты за рождения тройни

Иногда отдел, в котором работает исполнитель требования, можно определить через обычный интернет-поиск по ФИО.

Почему так важно знать порядок и правила направления требований?

Именно для того, чтобы каждый раз определять для себя, что предоставить или сообщить обязательно, а от каких ответов можно воздержаться. Дело не в том, чтобы упрекать или обвинять инспектора в незаконных действиях, а только в том, чтобы каждый раз отвечать на требование с открытыми глазами, отчетливо отдавая себе отчет в том, почему направлено именно такое требование, почему оно запрашивает именно эти документы и информацию, и какие выводы инспектор собирается или может сделать на основании всего, что он просит. Знание правды дает свободу выбора.

Если вам необходима помощь в составлении грамотного и обоснованного ответа на требование налогового органа, в определении перечня документов, который необходимо предоставить, мы всегда рядом и готовы помочь вам.

Обратитесь к нам по телефону 8 (495) 636-27-69 или почте Автор:CBS group

Когда можно в представлении документов (информации) отказать?

Наиболее часто встречающиеся формальные нарушения, влекущие недействительность требования:

  1. Требование выставлено после окончания налоговой проверки.
  2. К требованию не приложено поручение;
  3. Запрошенные документы и информация не относятся к проверяемому периоду или к предмету проверки.
  4. Требование составлено неуполномоченным лицом, например, должностным лицом инспекции, в которой вы не состоите на учете;
  5. Требование (поручение) составлено не по форме, предусмотренной Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных налоговыми органами при реализации своих полномочий…». Речь идет о ситуации, когда вместо требования налогоплательщику направляется «информационное письмо» или иной, не предусмотренный НК РФ запрос. Посредством таких запросов налоговые органы пытаются получить информацию за рамками сроков проверки или информацию, запрашивать которую формально не могут. Идти навстречу инспектору или нет в такой ситуации — сугубо право налогоплательщика.
  6. Документы и информация представлялись в инспекцию ранее.

Данное основание для отказа таит сразу несколько подводных камней. Во-первых, связь запрашиваемых документов с периодом проверки может иметь место, но быть очень неочевидной.

Например, договор может быть датирован прошлым периодом, но распространять свое действия и на следующие периоды.

Или операция может быть совершена в более раннем периоде, но влиять на налогообложение следующего периода, за который и проводится проверка. В таких случаях требование будет законным.

Во-вторых, связь запрашиваемых документов (информации) с предметом проверки может быть косвенной, но достаточной для того, чтобы суд признал такой запрос правомерным. Суды в таких случаях нередко дают комментарий в своих решениях, что налогоплательщику не предоставлена возможность контролировать и разрешать вопрос об относимости к предмету проверки собираемых налоговым органом доказательств, так как решение о необходимости истребования тех или иных сведений для проведения налоговой проверки является исключительно прерогативой налоговых органов. Тут надо быть внимательным и понимать, что документы (информация) должны быть очевидно и точно не связаны с предметом или с периодом проверки.

Формирование пояснений по контрольным соотношениям

Если согласно поступившему Требованию по новому формату необходимо представить пояснения не только по выявленным несоответствиям в разделах 8-12 налоговой декларации, но и по нарушениям контрольных соотношений показателей декларации (КС), то необходимо в открытом документе Пояснения к декларации:

  1. внести в графу Пояснение расхождений по контрольному соотношению (1000 символов) текстовую информацию, поясняющую возникшие расхождения (рис. 1).
  2. перейти на закладку КС;

Рис. 1 Если в результате проверки Требования по контрольным соотношениям будут выявлены ошибки, приводящие к изменению стоимостных показателей налоговой декларации, то будет необходимо представить уточненную налоговую декларацию. Обработка подготовленных пояснений к расхождениям по контрольным соотношениям показателей декларации можно сохранить по кнопке Записать или отправить налоговому органу по утвержденному формату по кнопке Отправить.

Если в полученном требовании содержится приложение по КС только в текстовом формате, то для его обработки и представления пояснений в электронном формате будет необходимо в открытом документе Пояснения к декларации:

  1. перейти на закладку КС;
  2. с помощью кнопки Добавить перенести в графу Номер соотношения номер контрольного соотношения из полученного Требования:
  3. в графу Пояснение расхождений по контрольному соотношению (1000 символов) ввести текстовую информацию, поясняющую возникшие расхождения (рис. 2).

Рис. 2

Запросы по «старым» декларациям

Отдельно остановимся на вопросе о том, надо ли отвечать на требования налоговиков о предоставлении пояснений, документов и информации по декларациям (расчетам), поданным за прошлые периоды.

В последнее время налогоплательщики все чаще стали получать такие запросы.

Однако далеко не всегда они являются законными. Объясним почему. Как мы помним, налоговики могут направлять требования, о которых говорится в статье НК РФ (основные из них перечислены в нашей таблице), только в рамках камеральной проверки.

А, согласно пункту 2 статьи НК РФ, такая проверка в общем случае осуществляется в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком деклара-ции (расчета).

Соответственно, инспекция не может проводить камеральную проверку декларации за пределами указанного трехмесячного срока.

И, следовательно, по истечении этого срока налоговики не должны требовать у налогоплательщика пояснения или документы в по-рядке, установленном статьей НК РФ (письма Минфина России и ). Этот вывод поддерживают и судьи (постановления Президиума ВАС РФ и ФАС Московского округа от 26.11.10 № КА-А40/14322-10).

Вместе с тем, нужно учитывать следующее. Тот факт, что ИФНС работает с декларациями по истечении срока «камералки», сам по себе нарушением не является.

Ведь в статье НК РФ среди методов налогового контроля названа проверка данных отчетности.

И никаким сроком этот вид налогового контроля не ограничен. Более того, в рамках такого мероприятия налогового контроля инспекторы могут потре-бовать представить «уточненки», и в том числе по «старым» декларациям, в отношении которых истекли сроки камеральной проверки. Это право налоговиков вытекает из подпункта 8 пункта 1 статьи НК РФ.

В нем сказано, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований. Таким образом, если, осуществляя мероприятия налогового контроля, связанные с проверкой данных отчетности, инспекторы выявили нарушения законодательства о налогах и сборах, то они вправе потребовать от налогоплательщика устранения данных нарушений. И, в частности, могут потребовать представить уточненную налоговую декларацию (постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.10.14 по делу № А51-37897/2013 и ФАС Северо-Западного округа от 29.03.06 по делу № А56-11128/2005).

Но вышеуказанная норма подпункта 8 пункта 1 статьи НК РФ не дает налоговикам права запросить у налогоплательщика пояснения и документы вне рамок проверки (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.09.14 по делу № А03-18421/2013).

Если в подобной ситуации инспекторам необходимо получить именно пояснения, то им придется направить налогоплательщику уведомление о вызове в инспекцию для дачи пояснений. Основанием для этого является норма подпункта 4 пункта 1 статьи НК РФ.

Эта норма позволяет вызывать налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. Каких-либо ограничений по времени совершения операций, в отношении которых инспекция планирует получить такие пояснения, налоговое законодательство не содержит.

При этом вызов в ИФНС для дачи пояснений возможен и вне рамок проверки (письмо ФНС России , см.

«»). Правомерность такой позиции подтверждена в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.01.14 по делу № А78-6657/2013 и ФАС Дальневосточного округа от 23.11.12 № Ф03-4485/2012 по делу № А51-7538/2012 (оба дела ВАС РФ отказался пересматривать в порядке надзора), Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.08.14 по делу № А67-7552/2013. Что касается истребования у налогоплательщиков в ходе проверок «старых» деклараций каких-либо иных документов (кроме «уточненок»), то такой возможности у инспекторов нет.

Чтобы получить такие документы, налоговикам необходимо назначить выездную налоговую проверку организации по соответствующему налогу и за соответствующий период.

Запрос о представлении документов, направленный в рамках проверки отчетности за прошлые периоды, можно не исполнять, так как он является незаконным (подп. 11 п. 1 ст. НК РФ). Обратите внимание: облегчить и ускорить процесс пересылки документов в инспекцию можно с помощью специальных сервисов, например, веб-сервиса «».

Он дает возможность направить налоговикам десятки тысяч электронных документов единовременно, при этом в час уходит примерно 9 тысяч документов.

Через «Коннектор» можно передавать в ИФНС любые электронные документы, созданные по утвержденным форматам (например, счета-фактуры, накладные ТОРГ-12 и проч.), а также скан-образы любых документов, созданных на бумажном носителе: актов, договоров, пла-тежек и др. Ранее по теме 51 740 51 740 51 740 51 740Остались вопросы?Популярное за неделю265 30350 97763 948162 2168 259

Составляем пояснения

На примерах посмотрим, как составить пояснения на запрос из инспекции, используя рекомендованные ФНС формы или разработанные самостоятельно.

Дать пояснения (в электронном или бумажном виде) или внести исправления, представив уточненную декларацию, нужно в течение 5 рабочих дней со дня получения требования инспекции. Если вы действительно ошиблись и занизили налог, представление уточненной декларации (с предварительной доплатой недоимки и пени) убережет вас от уплаты штрафа. По уточненной декларации начинается новая камеральная проверка, а проверка первичной декларации прекращается.

Представление уточненной декларации в рамках камеральной проверки первичной декларации до составления акта приравнивается к исправлению самостоятельно обнаруженных ошибок. Ведь поскольку акт камеральной проверки еще не составлен, не зафиксированы и обнаруженные проверяющими ошибкиПисьмо ФНС от 20.11.2015 № ЕД-4-15/20327.

Так что пока ошибка не зафиксирована в акте камеральной проверки, вы можете исправить ее без штрафа, даже если она привела к недоплате налога. Если вы не представите пояснения и/или уточненную декларацию, инспекция примет решение на основании имеющихся у нее сведений. И если, к примеру, сочтет, что вы занизили налоговую базу и недоплатили налог, оштрафует вас.

Иногда инспекторы пугают должностных лиц организации административным штрафом в размере от 2000 до 4000 руб. в случае непредставления в срок пояснений — как за неповиновение законному требованию, .

Однако ФНС разъяснила, что эта ответственность должна применяться только за неявку (в случае вызова должностных лиц в инспекцию), а не за отказ от дачи пояснений. Правда, некоторые судьи считают иначе, иногда признавая законным штраф по ст. 19.4 КоАП за непредставление пояснений, .

Но большинство судов полагают, что представление пояснений — дело добровольное и штрафов за их отсутствие быть не может; .

На сайте налоговой службы разъяснено, как представлять пояснения при камералке декларации по НДС.

Разъяснения ФНС можно найти: → Налогообложение в Российской Федерации → Действующие в РФ налоги и сборы → НДС → НДС2015 Налоговики считают, что ограничиться пояснениями можно, только если в результате устранения недочетов или нестыковок не изменятся показатели строки 040 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.» и строки 050 «Сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета.».

Если обнаружены ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, нужно подавать уточненную декларацию; .

Рекомендуемые формы, формат и порядок заполнения ответа можно найти в приложении № 2.11 к Письму ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705. В ИФНС № 5024 по г. Красногорску Московской области,расположенную по адресу:143409, г.

Красногорск, ул. Братьев Горожанкиных, д. 2А Исх. № 3 от 10.11.2015 На № 12 от 05.11.2015

Как составить пояснения для налоговиков: вопросы-ответы с примером

Приводим ответы на вопросы бухгалтеров по составлению пояснений для ИФНС.В какой форме предоставляются пояснения на требования налоговой инспекции по камеральной проверке декларации по НДС? Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки декларации представляют пояснения, предусмотренные п.

3 ст. 88 НК РФ, в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО по формату, утвержденному ФНС (Приказ от 16.12.2016 № При представлении пояснений на бумажном носителе они не считаются представленными (Письмо Минфина России от 22.07.2019 № 03-02-08/54231).Можно ли ответить на требование налоговиков письмом в произвольной форме по ТКС с указанием, что это ответ на конкретное требование?

Налогоплательщик представляет пояснения в электронной форме по ТКС по специальному формату, установленному ФНС в Приказе № Формализованным ответом на требование налогового органа считается ответ, содержащий документы в формате .xml.

В противном случае пояснения не будут считаться представленными. По желанию вместе с пояснениями по утвержденному формату можно отправить в неформализованном виде дополнительную информацию с темой письма, например: «Дополнение к ответу на требование от. №.». Неформализованные документы представляются в виде скан-образов в форматах .tif, .jpg, .pdf или .png (таблица 4.10 к Приказу ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@, пп.

4, 5 приложения к Письму ФНС России от 03.12.2018 № течение какого времени представляется пояснение на требование инспекции, проводившей камеральную проверку декларации по НДС? Пояснения в ответ на полученное от налогового органа требование представляются в течение пяти рабочих дней со дня получения требования (п.

3 ст. 88 НК РФ). В некоторых случаях налоговый орган при направлении требования о представлении пояснений использует формы, приведенные в приложениях 2.1 — 2.9 к Рекомендациям по проведению камеральных налоговых проверок (абз. 9 п. 2.7 рекомендаций). Такое наблюдается, в частности, если выявленные ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия между сведениями налогоплательщика с имеющимися у налогового органа свидетельствуют: — о занижении подлежащей уплате в бюджет суммы НДС; — о завышении заявленной к возмещению суммы НДС.

Налогоплательщику, получившему подобное требование, необходимо передать налоговому органу в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО квитанцию о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (абз. 2 п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Со дня, следующего за днем отправки в налоговый орган квитанции о приеме требования о представлении документов, начинается пятидневный срок для представления пояснений или внесения соответствующих исправлений (абз.

1 п. 3 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).Как составить пояснения к декларации по НДС по требованию налогового органа?

Пояснения составляются по той форме, которую налоговый орган запросил в требовании (п. 3, 6 ст. 88 НК РФ, приложение 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ли налогоплательщик не отвечать на требование о представлении пояснений, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные в ходе «камералки» декларации по НДС?

Требование о представлении пояснений, в котором не указаны причины его направления, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований.

Кроме того, оно лишает налогоплательщика возможности исполнить его по существу, что также является нарушением прав налогоплательщика (пп.

7 п. 1 ст. 21 НК РФ). Следовательно, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). Поскольку за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке п.

3 ст. 88 НК РФ в рамках камеральной налоговой проверки декларации, предусмотрен штраф по ст.

129.1 НК РФ, налогоплательщик (при указанных обстоятельствах) может: — направить по установленному ФНС формату пояснения, в которых, например, будет указано, что налоговая декларация заполнена им в соответствии с требованиями гл. 21 НК РФ и данными налогового учета; в связи с отсутствием указания в требовании конкретных противоречий, выявленных камеральной проверкой, не представляется возможным проанализировать причины расхождений и представить соответствующие пояснения; — не исполнять требование на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ. Однако в последнем случае не исключено, что налоговый орган вынесет решение о привлечении к ответственности за непредставление пояснений со всеми вытекающими отсюда последствиями.Как расшифровать код возможной ошибки, указанный (справочно) в перечне операций, по которым установлены расхождения?

Коды ошибок перечислены в Письме ФНС России от 03.12.2018 № Приведем их в таблице.Код возможной ошибкиРасшифровка кода 1 Либо либо: — запись об операции отсутствует в декларации контрагента по НДС; — контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период; — контрагент представил налоговую декларацию с нулевыми показателями; — допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом 2 Не соответствуют друг другу данные об операции в разд.

8 и 9 (сведения из книг покупок и продаж), приложениях 1 к указанным разделам (сведения из дополнительных листов книг покупок и продаж), например, при принятии к вычету суммы «авансового» НДС 3 Не соответствуют друг другу данные об операции в разд.

10 и 11 (сведения из журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур), например, при отражении посреднических операций или операций по или договорам транспортной экспедиции 4 Возможно, допущена ошибка в какой-либо графе (номер графы с предполагаемой ошибкой приводится в скобках) 5 В разделах 8 — 12 не указана дата счета-фактуры или указанная дата превышает отчетный период, за который представлена декларация по НДС 6 В разделе 8 (приложении 1 к разделу) заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет 7 В разделе 8 (приложение 1 к разделу) заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации 8 В разделах 8 — 12 некорректно указан код вида операции 9 Допущены ошибки при аннулировании записей в разд. 9 (приложение 1 к разделу), а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, отраженную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированиюКак составить пояснения по указанным в требовании инспекции расхождениям, если в ходе изучения записей налогоплательщик не выявил ошибок? Если декларация заполнена правильно, в пояснениях нужно указать, что в ней нет ошибок, противоречий и несоответствий, а также оснований для подачи уточненной налоговой декларации.

Следует также пояснить причины расхождений, на которые указал налоговый орган, и почему таковые не являются ошибкой.

При представлении пояснений в адрес налогового органа налогоплательщик вправе дополнительно подать документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).Как составить пояснения, если в ходе изучения записей, внесенных в требование налогового органа, налогоплательщик выявил ошибки, которые не привели к занижению суммы НДС?

В пояснениях нужно отразить причины возникновения ошибок и правильные данные. Вместо пояснений налогоплательщик может подать уточненную декларацию по НДС (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем ФНС в п. 4 Письма № ЕД-4-15/23367@ рекомендует представить и пояснения, и «уточненку», но право выбора остается за налогоплательщиком.Как составить пояснения, если при изучении указанных в требовании записей налогоплательщик выявил ошибки, приведшие к занижению суммы НДС? В подобной ситуации налогоплательщик обязан сдать уточненную декларацию по НДС с корректными данными.

Пояснения можно представить, но это не обязательно (п.

1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).Как составить пояснения к декларации по НДС по льготируемым операциям? Рекомендуется составлять пояснения к льготируемым операциям в виде реестра документов, которые подтверждают льготы по НДС. Такой реестр приведен в приложении 1 к Письму ФНС России .

К реестру также прикладывают перечень и формы типовых договоров, которые используются в льготных операциях.

Форма требования о представлении пояснений на основании п. 6 ст. 88 НК РФ содержится в приложении к Письму ФНС России . Вместе с тем можно подавать пояснения в любом другом виде, однако они будут иметь меньшее преимущество по сравнению с реестром.В какой срок нужно подавать пояснения, подтверждающие льготы по НДС?

Пояснения (в виде реестра либо в другом виде) к льготируемым операциям подают в течение пяти рабочих дней с даты получения требованияКак составить пояснение по факту высокого удельного веса вычетов по НДС?

В соответствии с нормативом, утвержденным Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@

«Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

(п.

3), налоговый вычет по НДС не должен превышать 89 % от начисленных сумм НДС за 12 месяцев. Налоговый орган определяет этот показатель на основании данных, указанных в декларациях за последние налоговые периоды (четыре квартала). В этой связи налогоплательщику целесообразно ежеквартально определять долю вычетов за четыре последних оконченных квартала.

В дополнение к установленному нормативу налогоплательщики могут обращаться к статистическим данным. В зависимости от региона среднюю долю вычетов по НДС от суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым объектам, можно получить на основе информации, публикуемой ежеквартально на сайте ФНС в разделе «Иные функции ФНС» («Статистика и аналитика» / «Данные по формам статистической налоговой отчетности» / «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость»).

По данным НДС-декларации показатель своей доли (Д) в общем случае можно определить следующим образом:Д = Показатель строки 190 разд. 3 / Показатель строки 118 разд.

3. Если доля вычетов налогоплательщика превышает установленные значения, его деятельностью заинтересуются налоговики. Возможно, для начала они попросят соответствующие пояснения. И если таковые имеют объективный характер, есть вероятность снижения риска включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Пояснения о доле вычетов по НДС составляются в произвольном виде. В них нужно указать обстоятельства, в связи с которыми НДС-вычеты оказались значительными. При необходимости к пояснениям можно приложить копии первичных документов, выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета.В качестве примера приведем образец ответа на подобный запрос налогового органа.РуководителюИФНС ________________________________________________от ООО «Фортуна»ОГРН 1097712345678,ИНН 7727090750, КПП 772701001Адрес: _________________________ Исх.

№ __________ от ____________На № __________ от ____________ Поясненияпо факту высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС В ответ на Ваше информационное письмо о проведении анализа налоговой отчетности по НДС за I — IV кварталы 2021 года в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговой базы и выявления причин высокого удельного веса налоговых вычетов по НДС сообщаем следующее.

Обществом с ограниченной ответственностью «Фортуна» проведен анализ налоговых деклараций по НДС за I — IV кварталы 2021 года. По итогам проведенного анализа факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению сумм данного налога, подлежащих уплате в бюджет, в представленных за указанные периоды налоговых декларациях не выявлены. В связи с этим нет оснований для представления уточненных налоговых деклараций по НДС.

Что касается высокого удельного веса вычетов, он объясняется следующими объективными обстоятельствами.

1. За налоговые периоды 2021 года спрос покупателей на товары, продаваемые Обществом, снизился и, соответственно, снизился объем продаж на 15 % по сравнению с предыдущим годом (отчеты отдела сбыта от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020). 2. За тот же период цены поставщиков, у которых Общество приобретает продукцию, выросли в среднем на 12 % (отчеты отдела снабжения от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2020). В связи с этим выросла сумма НДС, принятого к вычету.

В настоящее время Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» предпринимает следующие меры по увеличению выручки от реализации и уменьшению затрат на приобретение товаров: — поиск новых поставщиков, реализующих продукцию по более низким ценам; — изменение ассортимента продаваемой продукции; — расширение рынка сбыта (подробнее см. план маркетинга и продаж от 09.01.2021 № 1). Приложения: 1. Отчеты отдела сбыта от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2021.

2. Отчеты отдела снабжения от 05.04.2019, от 05.07.2019, от 02.10.2019 и от 10.01.2021.

3. План маркетинга и продаж от 09.01.2021 № 1.Генеральный директор ООО «Фортуна»Яковлева/И. К. Яковлева/Как составить пояснения на требование налогового органа о причинах расхождений в декларации по НДС (несоответствие счетов-фактур в книге покупок налогоплательщика, отраженных в базе «АСК НДС-2», счетам-фактурам контрагента, отраженным в книге продаж)? Перенос вычета НДС на будущие периоды предусмотрен п.

1.1 ст. 172 НК РФ. На требование налогового органа о представлении пояснений при выявлении несоответствия счетов-фактур в книге покупок покупателя с данными, отраженными в книге продаж продавца, можно представить следующий ответ.Ответ на требование №_______ от ____________о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» в ответ на Ваше сообщение (с требованием представления) № ___ от ______ поясняет следующее.

Сумма налога и вычетов в декларации за IV квартал 2021 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 4 320 000 руб. Расхождения с данными контрагента Общества возникли из-за переноса вычета по НДС в сумме 650 000 руб.

с IV квартала 2021 года на I квартал 2021 года. Общество пользуется правом, предоставленным п.

1.1 ст. 172 НК РФ. Источник: Рубрика:

  1. , эксперт журнала «НДС: проблемы и решения»

Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Как написать ответ на требование налоговой о предоставлении документов?

Ответ на запрос контролеров составляется в произвольной форме, ведь по большому счету — это просто сопроводительное письмо к представляемой документации.То есть в тексте ответа указывается, что налогоплательщик выполняет конкретный запрос инспекторов, а также перечисляет, какие именно документы передаются, и в каком количестве.

Если в требовании ИФНС были прописаны дополнительные вопросы, то в ответ включаются пояснения по каждому из них.Образец ответа на требование Подробнее

К сопроводительному письму прикладываются запрошенная документация в виде заверенных копий. Если компания представляет документы в бумажной форме, то допускается заверение как каждой отдельной копии, так и целиком прошитой пачки однородных документов (пачек, если документации очень много).

Общий объем каждой прошивки не должен превышать 150 листов.Наши эксперты обращают внимание, что пояснения в налоговую могут быть направлены в бумажном или электронном виде по ТКС. Правда, есть исключение. Речь идет о пояснениях, которые инспекторы просят представить в рамках камеральной проверки декларации по НДС. Данные пояснения направляются исключительно в электронной форме.

Решите сдать на бумаге — налоговики будут считать, что объяснения не представлены ( НК РФ).Клиенты 1С-WiseAdvice могут в кратчайшие сроки подготовить ответ на запрос налогового органа благодаря уникальной технологии обработки первичной документации «Процессинг».

Все поступающие оригиналы документов сразу сканируются и хранятся в электронной базе данных, что многократно облегчает доступ к нужным сведениям и способствует их сохранности.В случаях, когда налогоплательщик не располагает запрошенными документами, просит отсрочку по их подготовке или не может предоставить сведения по каким-либо причинам, в налоговый орган подается уведомление по установленной форме (приложение № 1 к приказу ФНС от 24.04.2019 № ММВ-7-2/).

Как продлить срок представления документов

Самое главное в этом случае – дать ответ в установленный срок. Если у вас не хватает времени (как в нашем примере) для подготовки всего пакета документов, то вы можете собрать частично из списка документы, сделать с них копии и написать сопроводительное письмо.Само сопроводительное письмо будет являться ответом на требование. Допустим, компания смогла найти и подготовить только акты и договоры, а счета-фактуры нет.

Как мы напишем сопроводительное письмо?Как мы видим из письма (это пример), мы частично подготовили уже документы и сдаем их, а на вторую часть просим продлить срок представления документов. Мы вправе объединить наши действия в одном сопроводительном письме (оно служит ответом на требование).На практике я часто сталкивалась с тем, что приходя в кабинет инспектора, можно увидеть огромные коробки в узких проходах между их столами.

Как рассказывают работники инспекции, это могут быть документы, которые компания принесла в ответ на требование.То есть, вы понимаете, что компания «перегнула» палку – принести несколько коробок бумаги, которую перебрать просто нереально… Достаточно все оформлять реестром. Например, у вас тысячи накладных и счетов-фактур только за один год, а надо за три года.Советую в сопроводительном письме написать и уточнить, что вы представляете не конкретно поштучно сами накладные в адрес покупателя, а реестр выписанных счетов-фактур и накладных.

Для того, чтобы инспектор мог увидеть воочию сам документ, приложите копии пары документов из каждого года.Главное – отразить информацию в сопроводительном письме по каждому документу.

И можно спросить – за какой месяц или какую дату лучше всего предоставить дополнительно документ, потому что из-за большого объема документации, не представляется возможным физическая доставка документов.И уже, когда вы принесете документы к инспектору, спросите у него лично – как ему лучше, может он проверить определенную сделку и все.

Инспекторы тоже люди и не автоматы, они «пугаются», когда видят, что им несут «контейнеры» бумаг.В ответе на требование советую внизу слева указать исполнителя и его телефон, чтобы инспектор мог оперативно связаться с тем бухгалтером, который работал по этому требованию.Если вам так будет удобно, конечно.

Я так всегда делала, что было очень удобно.Итог – запомните, ответить на требование или собрать документы (информацию) надо в тот срок, который указан в самом требовании. И если вы не успеваете собрать документы, не переживайте, это не конец света, вы просто успейте в установленный срок написать ответ на требование – в котором просите продлить срок представления документов (информации) по причине большого объема документации.Не упустите никакой документ. Например, в требовании указано 6 видов документов, три из которых вы подготовили, на два из которых вы просите дать вам время, а про один забыли – проверьте, упомянули ли вы все виды документов в своем ответе на требование или нет.

Это важно, чтобы потом вы не забыли про этот вид документа.Сопроводительное письмо (ответ на требование) распечатать надо в трех экземплярах (если вы несете документы вручную).

Почему три? Возможно, что у вас достаточно будет двух, но в моей практике, в кабинетах налоговой «оседает» два документа, а третий с отметкой о принятии идет мне.Не забывайте брать свой экземпляр с отметкой о принятии.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+