Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Гражданство - Закон о переселении из аварийного жилья

Закон о переселении из аварийного жилья

Закон о переселении из аварийного жилья

Новое в журнале Правовед.ru

Гарантия 100% качества

  1. Мы поможем вам — или вернём деньги!
  2. Более 2 359 910 довольных клиентов
  3. Лучшие юристы со всей России

В мобильном приложении и Telegram юристы отвечают быстрее и ответ гарантирован даже на бесплатный вопрос! Мы стараемся! Угостите дизайнера чашечкой кофе, ему будет приятно 🙂 Главный офис: Санкт-Петербург,ул.

Цветочная, д. 16, литера П, оф. 21 Филиал: Москва,ул. Иловайская, д.

10, строение 1 © 2011–2021 «Правовед.ru» Все права защищены. The website is owned by Pravoved.RU group of companies. The group includes Pravoved.Ru Lab Ltd.

which operates the website and provides support for customers (registration number 1187746238536, 143026, Moscow, territory of the innovative center Skolkovo, Bolshoy ave., house 42 building 1, floor 0 room 150 office 5) and LEGALAXY LIMITED which operates payment methods of the website (registration number No. HE 349968, Stasinou 8, Photos Photiades Business Ctr, Office 402, 1060, Nicosia, Cyprus) Все еще ищете ответ? Спросить юриста проще! ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ 204 юриста готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст.

3799; 2008, N 20, ст. 2254; N 30, ст.3597; N 49, ст. 5723; 2009, N 15, ст. 1780; N 27, ст.

3267; N 29, ст. 3584; N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6153; 2010, N 11, ст. 1174; 2011, N 1, ст. 49, 53; N 23,ст.3264; N 29, ст.

4291; N 49, ст. 7028; 2012, N 31, ст.

4322; N 53, ст. 7595; 2013, N 14, ст.

1646; N 30, ст. 4073; N 52, ст. 6982; 2014, N 26, ст. 3377, 3406; N 30, ст.

4219; N 48, ст. 6637; 2015, N 1, ст. 11, 52; N 10, ст. 1418; N 27, ст.3967; 2016, N 23, ст. 3299; N 26, ст. 3890; 2017, N 31, ст.

4816; N 45, ст. 6585; 2018, N 1, ст. 54, 67, 90; N 18, ст. 2563; N 49, ст.

7508, 7524) следующие изменения:1) пункт 2 статьи 2 после слов «2017 года» дополнить словами «или применительно к положениям главы 65 настоящего Федерального закона после 1 января 2017 года»;2) часть 2 статьи 4 дополнить пунктом 51 следующего содержания:»51) выполняет в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации, функцию агента Правительства Российской Федерации по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений на территории Российской Федерации гражданам, относящимся к категориям, установленным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации;»;3) в части 1 статьи 14:а) пункты 4, 9, 92 — 95, 97, 99 и 10 признать утратившими силу;б) дополнить пунктом 13 следующего содержания:»13) наличия обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить непредоставление и неиспользование земельных участков, на которых располагались многоквартирные дома, общая площадь аварийного жилищного фонда в которых учитывалась при расчете увеличения установленного для субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в целях, отличных от целей размещения объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управления, обустройства мест для занятий спортом, физической культурой, пеших прогулок, размещения парков, садов и скверов, размещения жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данное условие не распространяется на земельные участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких многоквартирных домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.

«;4) статью 15 признать утратившей силу;5) в статье 151:а) наименование изложить в следующей редакции:»

Статья 151. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов

«;б) части 1 — 5 признать утратившими силу;6) в статье 16:а) в части 2:пункт 3 изложить в следующей редакции:»

3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;»;пункт 4 изложить в следующей редакции:»4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;»;б) часть 21 изложить в следующей редакции:»21.

Размер этапа текущего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, указанный в пункте 5 части 2 настоящей статьи, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;в) дополнить частью 23 следующего содержания:»23. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.»;г) часть 6 изложить в следующей редакции:»6. Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов могут расходоваться на:1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;4) предоставление субсидий лицам, заключившим с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий и (или) договоры о комплексном развитии территорий в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению, а также передаче в государственную или муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории, в отношении которой принято решение о развитии, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и расположенных на территории, в отношении которой принято решение о развитии.

При этом субсидия предоставляется по мере исполнения указанными лицами данных обязательств и не может превышать 25 процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения.
В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения.

В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

«;д) части 61 и 10 признать утратившими силу;7) в статье 161:а) наименование изложить в следующей редакции:»

Статья 161. Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на модернизацию системы коммунальной инфраструктуры

«;б) части 1 — 11 признать утратившими силу;8) дополнить главой 65 следующего содержания:»

Глава 65. Особенности предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года014.

Предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года1. Фонд на условиях, установленных настоящей статьей, вправе предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.2.

Субъект Российской Федерации, выполнивший обязательство, предусмотренное пунктом 910 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, вправе подать заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанной в части 1 настоящей статьи, в пределах лимита средств на переселение, установленного для данного субъекта Российской Федерации.3. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и в отношении мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, распространяются на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанной в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей главой.4. Финансовая поддержка за счет средств Фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, предоставляется при:1) наличии региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года;2) выполнении субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями, на территориях которых расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенные в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.015.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года1.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.2.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона, за исключением требований пункта 1 части 2 и части 21 статьи 16 настоящего Федерального закона.»;9) в статье 231:а) часть 1 дополнить пунктом 6 следующего содержания:»6) нарушения условия, установленного пунктом 13 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона.»;б) часть 3 дополнить пунктом 8 следующего содержания:»8) средств Фонда, полученных субъектом Российской Федерации и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение пункта 13 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона.»;в) в части 5 слова «в пункте 3» заменить словами «в пунктах 3 и 6»;г) в части 6 слова «в пункте 3» заменить словами «в пунктах 3 и 6».

Судебная практика

Сторонами конфликта выступают переселенцы из аварийного жилья и представители местной администрации.

Судебные решения выносят на основе предоставленных сведений. Закон ставит превыше всего жизнь и здоровье граждан. Поэтому, если имеются риски обрушения дома, жильцов попросят освободить квартиры в принудительном порядке. Пример: Кировский районный суд г. Томска рассматривал иск гражданина Вавилова по отношению к администрации города.

Томска рассматривал иск гражданина Вавилова по отношению к администрации города. Истец заявил, что он вместе с семьей из 4-х человек проживал в 3-комнатной квартире старого аварийного дома.

Его отец имел хроническое заболевание – бронхиальную астму.

Согласно закону, таким людям полагается отдельная комната. Однако во время переселения власти не учли данный факт. Истцу и его семье выделили 2-комнатную квартиру.

Техническое оснащение жилья не позволяло обеспечить хроническому больному отдельную комнату. Заявление Вавилова в адрес томской администрации было проигнорировано.

Истец просил обязать ответчика (городские власти) предоставить семье соответствующую жилплощадь с возможностью выделения комнаты отцу-астматику.

В качестве доказательств Вавилов приложил заключение главврача и выписку из медицинской карты отца. Также была ссылка на Постановление Правительства РФ № 817 от 21.12.2004 с указанием перечня хронических заболеваний.

Представленных фактов хватило для удовлетворения исковых требований истца. Суд обязал местные власти выделить семье 3-комнатную квартиру, чтобы на долю астматика приходилось не менее 18 кв.

метров или отдельная комната. Переселение из аварийного жилья – актуальная и пока не до конца решенная проблема в России.

Несмотря на нормы законодательства в жизни случаются сбои. Зачастую люди не получают равноценное жилье или вынуждены соглашаться с мизерной компенсацией от властей. Разобраться со всеми тонкостями в одиночку нереально.

Если вы попали в сложную ситуацию, обратитесь к нашим юристам. Они подскажут, как получить новое жилье вместо аварийного, что для этого нужно, а чего следует избегать?

Юристы разъяснят, что делать, если застройщик не выполняет своих обязательств, а администрация затягивает с переселением. Консультация – бесплатная и круглосуточная! Кто и когда сможет рассчитывать на переселение из аварийного жилья – смотрите видео:

Жилищные нормативы при расселении аварийного и ветхого жилья

В жилищном законодательстве на равных правах действуют минимальная санитарная норма, норма предоставления и учётная норма.СУДЬБА ДОМАС течением времени дома, в которых мы живём, ветшают.

Межведомственная комиссия, формируемая в правительстве, мэрии или префектуре, оценивает состояние дома и решает, пригоден он для проживания или нет, можно ли реконструировать здание или оно подлежит сносу. Жильцам придётся приготовиться к переезду, если предстоят капитальный ремонт или реконструкция дома; переоборудование строения и помещений, ставших непригодными для проживания, в нежилые; снос аварийного здания либо снос в рамках городских жилищных программ; изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд в целях нового строительства и развития территорий.Дом может быть признан аварийным из-за места расположения (находится в зоне оползней, селевых потоков, снежных лавин); при деформации фундамента, стен, несущих конструкций здания по естественным причинам (износ) или из-за пожара, аварии, взрыва, землетрясения, неравномерной просадки грунта; когда зафиксированы факторы, негативно влияющие на жизнь людей (например, уровень шума в дневное время превышает 55 дБ, а в ночное — 45 дБ), которые нельзя устранить с помощью инженерных и проектных решений.Рассмотрев вопрос о признании дома непригодным для проживания, комиссия принимает решение о сносе или реконструкции здания, а также определяет условия дальнейшего использования помещений, сроки и порядок отселения жителей.

Затем городские власти должны подыскать новое жильё тем, кто владеет или пользуется квартирами в расселяемом доме.ВРЕМЕННОЕ ЖИЛЬЁК категории специализированного жилья относятся: маневренный фонд; служебные квартиры; комнаты или квартиры в общежитиях; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; фонд для временного проживания вынужденных переселенцев и беженцев; квартиры для социально незащищённых граждан (инвалидов, детей-сирот).Минимальная санитарная норма — это наименьшая допустимая площадь, на которой можно жить безопасно для здоровья.

Ст. 105 и 106 Жилищного кодекса РФ устанавливают норматив для общежитий и маневренного фонда — 6 м² на человека.Квартиры и комнаты в общежитии предоставляются на время учёбы в университете, службы по контракту, командировки и т. д.Маневренный фонд — это принадлежащие государству в лице муниципальных органов власти свободные квартиры для временного проживания.

Основания для выделения жилья из маневренного фонда закреплены ст. 92,99-103 Жилищного кодекса РФ. Перечислим их:

  1. если квартира, снимаемая по договору социального найма, находится в доме, который подлежит реконструкции или капитальному ремонту (владельцы приватизированных квартир в разрушающемся доме встают на жилучёт);
  2. при получении официального статуса вынужденного переселенца, беженца и т. п.
  3. если жильё потеряно в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера (наводнение, ураган, падение летательных аппаратов);
  4. если квартира, являющаяся единственным жильём, куплена в кредит, но владелец не в состоянии выплачивать долг. В этом случае банк-кредитор реализует её, а государство на время продажи может предоставить жилище из маневренного фонда;

Жильё из маневренного фонда предоставляется на основании договора краткосрочного найма, поэтому если ремонт дома ещё не закончен, а срок договора истёк, то последний автоматически продлевается.

При этом площадь временного жилья может не соответствовать метражу реконструируемой квартиры.Жильё маневренного фонда выделяется строго в порядке очерёдности и только при наличии достаточных обстоятельств, подтвержденных документами.НОРМА ДЛЯ НАНИМАТЕЛЯПользующимся квартирой по договору социального найма власти должны предложить другое благоустроенное помещение в жилом фонде города, но за пределами прежнего района проживания.

Иногда могут выдать безвозмездную субсидию для приобретения в собственность или строительства жилья.Норма предоставления — установленное региональными органами власти минимальное значение, на основании которого рассчитывается площадь жилья, предоставляемого по договору соцнайма (ст.

50 Жилищного кодекса РФ). Она существенно отличается от минимальной санитарной нормы.

Эти нормативы используются в тех случаях, когда речь идёт о выделении квартиры для малоимущих, военных, судей, следователей, ветеранов.Стоит отметить, что власти вправе предоставить большее по размеру жильё, чем предписано нормами.

Однако общая площадь квартиры не может более чем вдвое превосходить положенную по нормативу.

Так, в Москве и Самаре на одного человека полагается 18 м², в Ярославле — 17 м² а в Саратове — 16 м² жилой площади. При этом общая площадь не должна быть меньше 33 м². Двое жильцов вправе претендовать на 42 м², а каждому члену семьи из трёх и более человек полагается не менее 18 м² общей площади квартиры.
Двое жильцов вправе претендовать на 42 м², а каждому члену семьи из трёх и более человек полагается не менее 18 м² общей площади квартиры.

Если наниматель и члены его семьи до выселения занимали отдельную квартиру или более одной комнаты в коммунальной квартире, то они вправе требовать равнозначное жильё.Право на дополнительную площадь имеют обладатели учёных званий, степеней, наград, инвалиды.

Особые нормы предусмотрены для военных—по Федеральному закону «О статусе военнослужащих» им положено от 15 до 25 м² и не меньше 18 м² на каждого члена семьи. Некоторые региональные законы, например п.

6 ст. 20 Закона

«Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

, устанавливают нормы площади на основании статуса и пола жильцов. Так, семья из супругов вправе претендовать на однокомнатную квартиру размером до 44 м².

Если же в состав семьи входят супруги плюс ещё один человек, площадь жилища увеличивается до 62 м², а комнат должно быть минимум две.

Когда семья состоит из двух граждан, не являющихся супругами (например, родитель и ребёнок), им полагается двухкомнатная квартира до 50 м². На одного члена семьи из четырёх и более человек выделяется по 18 м², при этом площадь жилища может быть увеличена не более чем на 9 м².ВЛАДЕЛЬЦАМ КВАРТИРЖителям сносимых домов обязаны предоставить равноценное жильё или адекватную материальную компенсацию.

Для нанимателей, которые не владеют квартирой, а лишь пользуются ею на основании договора, установлены нормативы жилплощади. А на какие варианты могут претендовать собственники недвижимости?В соответствии с законом, владельцу должны предложить новую квартиру в пределах того района, где он проживает.
А на какие варианты могут претендовать собственники недвижимости?В соответствии с законом, владельцу должны предложить новую квартиру в пределах того района, где он проживает. Впрочем, из этого правила существуют исключения.

Если жильё выделяют в экстренном порядке (например, в связи со стихийным бедствием), власти города имеют право подобрать квартиру за пределами района проживания.

То же касается расселения домов в районе, который в силу исторических, географических и градостроительных особенностей не имеет общих границ с другими районами города, — жильцы получают смотровые ордера на квартиры в зданиях, расположенных в пределах административного округа. Кроме того, собственник вправе просить городские власти о смене района проживания.Если при сносе дома семье предоставляют не одну квартиру, а две и более, то в прежнем районе может находиться только одна из них, а остальные — за его границами.

Однако многодетным семьям с несовершеннолетними детьми обязаны выделить жильё в одном районе.Собственник имеет возможность выбрать один из предложенных городскими властями вариантов, но не вправе требовать квартиру по конкретному адресу, в том или ином доме, на подходящем ему этаже или с определённым количеством комнат.

Если владелец не хочет получить квартиру, а надеется на компенсацию, ему следует иметь в виду, что выплата предоставляется только в безналичной форме. При этом размер компенсации определяется на основании независимой оценки (как средняя величина между рыночной стоимостью и ценой БТИ). Кроме того, сумму необходимо потратить на приобретение квартиры (если нет другого жилья).Собственнику дома будет выплачена выкупная цена жилья, но только если ему принадлежит и земля, на которой находится строение, а документы на недвижимость оформлены в установленном порядке.

Выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости дома плюс денежное выражение убытков, причинённых владельцу при изъятии имущества (предположим, компенсация за плодовые деревья или кустарники).ПРЕТЕНДУЕМ НА БОЛЬШЕЕКаждому жителю ветхого или аварийного дома полагается по 6 м² во временно предоставленной квартире или общежитии — конечно, если муниципалитет имеет возможность их выделить.

Также жильцов могут переселить в квартиру, площадь которой будет определена по муниципальным нормам (возможно, даже меньше положенной, но не менее 10 м² на человека).Существует и другой норматив, на основании которого принимается решение о том, вправе ли семья претендовать на улучшение жилищных условий. Учётная норма используется в том случае, если состав семьи увеличился (например, при рождении или усыновлении ребёнка) и, соответственно, уменьшилась площадь, приходящаяся на каждого жителя квартиры. Кроме того, приняты нормы для семей, один из членов которых страдает тяжёлой формой некоторых хронических заболеваний (их перечень установлен законодательством).

При этом к учётной норме добавляется изолированная комната для больного.Иногда площадь квартиры меняется в результате капитального ремонта или реконструкции дома, предполагающих временное отселение жильцов. В этом случае семья, проживающая в квартире или комнате на условиях найма, социального найма, безвозмездного пользования, может в неё вселиться, если площадь соответствует учётной норме.Обычно учётная норма применяется к нанимателям государственного или муниципального жилья, а иногда и к переселяемым владельцам приватизированных квартир.

Так, норматив для подсчёта площади используют, если дом не относится к аварийным или ветхим, но должен быть снесён или перестроен, скажем, из-за возведения спортивных объектов перед мировым чемпионатом.Учётная норма определяется региональным законодательством.

К примеру, в Москве она составляет 10 м², в Хабаровске и Ярославле — 12 м², в Самаре — 14 м².Если собственник или наниматель признан нуждающимся в новом жилье, его ставят на учёт (в специальную очередь).

Срок получения квартиры зависит от времени обращения в администрацию, наличия у города жилья, а также от статуса очередника (отдельно рассматриваются варианты предоставления жилплощади госслужащим, многодетным семьям, ветеранам и др.). В особых случаях квартиру могут дать без очереди или во внеочередном порядке, скажем детям-сиротам.

Чаще всего таким же образом выделяется жильё на основании судебного решения.Обратите внимание: если вы намеренно ухудшаете свои жилищные условия или у вас есть ещё одна квартира, то дополнительные квадратные метры не предоставят. И ещё: органы власти пристально рассматривают все случаи регистрации браков, связанные с появлением новых собственников (автоматически претендующих на дополнительную площадь, например, при переселении из аварийного жилья), поскольку ради увеличения метража квартиры зачастую заключаются фиктивные союзы.ДОПЛАТАЕсли ни один из вариантов переселения не устроил, собственник может претендовать на компенсацию или выкупную цену квартиры (владельца не снимают с учёта, если он нуждается в улучшении жилищных условий).

Требовать доплату за разницу в стоимости обмениваемых квартир власти не имеют права, если только владелец не заявил о желании увеличить размер квартиры за свой счёт. При этом потребуется составить заявление о намерениях, иначе получится, что собственник не оплачивает дополнительную жилплощадь, а даёт взятку чиновникам.

Сносные условия

В ближайшие несколько лет предстоит расселить из непригодного для жизни жилья более полумиллиона граждан, почти 10 млн квадратных метров должно быть ликвидировано. По каким правилам будет выполняться эта задача из нацпроекта, как «не обидеть» жильцов сносимых домов? Проблемы в этой сфере призван решить кабмина, который Госдума приняла в первом чтении.

Документ решает и другую важную задачу, связанную с капремонтом ветхого жилья. Фото: Валерий Матыцин/ТАСС На капремонте депутаты остановились особо.

Ранее, напомним, широкий общественный резонанс информация ряда СМИ о том, что ремонт ветхих домов жильцы оплатят из своего кармана. Информация эта не подтвердилась. Минстрою пришлось заверять, что взносы на капремонт повышены не будут.

На пленарном заседании замглавы Минстроя Татьяна Костарева еще раз заверила, что законопроект не содержит предпосылок для повышения взносов.

На самом деле, в сфере финансирования не планируется никакой «революции» — будут использованы средства Фонда капремонта с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.На что же направлены нововведения для ветхого фонда?

Главная цель — «продление жизни» тех домов, которые еще не стали аварийными, но уже сейчас изношены более, чем на 70%.

Это и есть ветхое жилье — в законодательстве впервые фиксируется такой термин, а также критерии отнесения к такому фонду. Чтобы эти дома не переходили в аварийные, предстоит доводить их конструктивные элементы до нормативного состояния, объяснил замглавы комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев.Чтобы понять, что именно надо «доводить до нормы», внедрят новый механизм. Региональные власти получат право определять основания и порядок отнесения дома к ветхому фонду.

Такие дома регион сможет выделить в отдельную подпрограмму в общей программе капремонта. Это положение дает маневр региональному руководству, которое сможет подходить к ветхим домам с особой «меркой» — например, включать их в приоритетный график капремонта, чтобы они преждевременно не перешли в разряд аварийных.

Индивидуальный подход также позволит ремонтировать именно то, что нужно и по особым правилам. Ведь еще несколько лет — и такой ветхий дом все равно, вероятно, сносить.

Как пояснили в Фонде ЖКХ, проведение комплексных работ в домах с высокой степенью износа — это экономически нецелесообразно.Активную дискуссию на заседании вызвали положение законопроекта, касающегося переселения из аварийного фонда.Начнем с того, что все действующие механизмы по расселению сохраняются. Они себя зарекомендовали: почти миллион жителей нашей страны улучшили свои жилищные условия, пояснил первый зампредседателя профильного комитета Сергей Пахомов. При этом решено конкретизировать уже действующие нормы, чтобы они заработали более эффективно.

Сейчас аварийными и подлежащими сносу дома признают органы госвласти. В законопроекте этими полномочиям и наделяются как федеральные органы власти, так и региональные, а также органы местного самоуправления.

Устанавливаются четкие критерии отнесения жилья к аварийному, подчеркнули в Минстрое. Это помешает чиновникам затягивать с признанием домов таковыми, что сейчас происходит нередко. Например, если сносить дом не очень выгодно.Депутаты предложили «подкрепить» это положение введением ответственности для чиновников.

В профильном ведомстве эту идею не поддерживают.

На такие случаи должны реагировать органы прокуратуры, заметила Костарева.Устанавливаются четкие критерии отнесения жилья к аварийномуДолго обсуждали и другое положение законопроекта. А именно то, что размер возмещения за изымаемое жилое помещение рассчитывается в порядке, установленном правительством РФ. Ко второму чтению необходимо прописать в законопроекте, что изъятие помещений для госнужд должно происходить только с предварительным равноценным возмещением, заявил от жилищного комитета Павел Качкаев.

Кроме того, необходимо еще до принятия документа определиться с методикой определений выкупной цены земельного участка, заявили депутаты. Чтобы граждане были уверены, что компенсацию не занизят.Эту проблему комитет предлагает во многом решить, приняв дополнительный законопроект, который был внесен недавно. Предлагается запретить принимать решение о признании дома аварийным, если участок под ним не поставлен на кадастровый учет.

Земля действительно должна обязательно учитываться в компенсации, поддержали в Минстрое.Важная новелла — собственникам квартир в аварийных или подлежащих реконструкции домах предоставляется временное жилье из маневренного фонда. Срок — до завершения работ или выплаты им компенсации на покупку новой жилплощади, но не дольше, чем на два года.

Этой нормой депутаты тоже не совсем довольны. По мнению профильного комитета, из законопроекта неясно, предоставляется ли данное жилье в связи с угрозой жизни и здоровью граждан в случае их дальнейшего проживания в аварийном доме.

Кроме того, двухгодичный срок, отметили в комитете представляется необоснованным.Другие нормы законопроекта возражений не вызвали. Региональные власти получат право установить меры поддержки собственников квартир в аварийных домах. Как ранее пояснял премьер-министр Дмитрий Медведев, это может быть субсидия, которая покроет часть расходов на ипотеку, и другие механизмы на выбор региона.

Однако сделано это будет при условии, что жилье в подлежащем сносу доме является у гражданина единственным, уточнили в Минстрое.И, наконец, еще одно положение помешает сносить дома ради передачи земли под исключительно коммерческую застройку. Для этого закрепляется принцип целевого использования земли — только под жилищную застройку или под строительство социальной инфраструктуры.

Также возможно создание маневренного фонда для временного отселения.

Этой нормой депутаты не совсем довольны. По мнению профильного комитета, из законопроекта неясно, предоставляется ли данное жилье в связи с угрозой жизни и здоровью граждан в случае их дальнейшего проживания в аварийном доме. Ко второму чтению законопроект будет доработан.

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о новых механизмах расселения аварийных домов

Теги: , , 27 декабря 2021 года Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда». Федеральный закон от 27 декабря 2021 года №473-ФЗ принят Государственной Думой 18 декабря 2021 года, и одобрен Советом Федерации 23 декабря 2021 года. Документ опубликован на официальном портале правовой информации и уже вступил в силу.

Данным федеральным законом предусматривается внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, уточняющих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в части, касающейся признания жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Поправки, внесенные в Жилищный Кодекс и 185-ФЗ

«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

, в совокупности направлены на совершенствование правовых механизмов обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными, и на достижение целей федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Закон сохраняет все существующие механизмы расселения аварийного жилищного фонда. Как и прежде, наниматели жилья при переселении из муниципального аварийного фонда будут получать новые квартиры по принципу «метр в метр».

Что касается собственников аварийного жилья, то закон теперь уточняет, что в размер возмещения за изымаемое у них жилое помещение должна включаться рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Кроме того, принятые поправки в закон дают региональным органам власти право выбрать дополнительные меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда. Так, средства, предоставляемые Фондом содействия реформированию ЖКХ, теперь могут быть использованы для возмещения собственникам аварийного жилья части расходов на уплату процентов по ипотеке в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, использованными на приобретение (строительство) жилых помещений.

Кроме того, субъектом РФ может быть принято решение о предоставлении собственникам аварийного жилья субсидии на возмещение им части затрат на приобретение другого жилого помещения. При этом субсидии на их приобретение (строительство) могут предоставляться в размере, не превышающем разницу между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением. Еще одной мерой поддержки может быть предоставление жилья в наемных домах.

Однако воспользоваться такими мерами социальной поддержки смогут лишь граждане, у которых квартира в аварийном доме является единственным зарегистрированным жильем. Граждане, у которых в собственности есть иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, либо занимаемые ими на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в процессе расселения аварийных домов смогут получить лишь выкупную стоимость за помещение, находящееся в их собственности.

Кроме того, в целях исключения злоупотреблений и необоснованного получения государственной поддержки, закон предусматривает, что другое жилье, взамен непригодного для проживания, не предоставляется гражданам, приобретшим право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным (кроме граждан, приобретших такое право в результате наследования). Таким гражданам выплачивается лишь возмещение за аварийное жилье, причем в размере, не превышающем стоимость приобретения ими такого жилого помещения. Законом расширен перечень возможных направлений использования средств финансовой поддержки, предоставляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства субъектам Российской Федерации на реализацию программ переселения.

Средства Фонда ЖКХ могут быть направлены субъектом РФ на создание маневренного жилого фонда. При этом жильцам аварийных домов, проживание в которых создает угрозу жизни людей, региональные или муниципальные власти, согласно поправкам, теперь обязаны предоставить временное жилье из маневренного фонда на срок до двух лет. До окончания этого срока власти должны обеспечить граждан новым жильем, выплатить им денежное возмещение за изымаемое жилое помещение в аварийном доме.

Средства Фонда могут расходоваться на приобретение для переселяемых граждан жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в тех, строительство которых не завершено, а также в домах блокированной застройки.

Данная норма действовала и раньше, однако, законом уточнено, что данные помещения могут предоставляться гражданам в собственность (по договору мены), по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору найма жилого помещения маневренного фонда. Таким образом, новые нормы расселения аварийного жилого фонда позволяют предложить людям максимально гибкий набор мер государственной поддержки.

Законом предусмотрен мотивационный механизм для привлечения инвесторов в проекты развития застроенных территорий. Речь идет о предоставлении субсидии для тех застройщиков, которые заключат с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, или договоры о комплексном развитии территорий, на возмещение понесенных расходов на выполнение обязательств по приобретению для переселяемых граждан жилых помещений или выплату им возмещения. Эта субсидия будет предоставляться по мере исполнения застройщиками своих обязательств, и не может превышать 25% нормативной стоимости переселения, рассчитанной исходя из общей площади жилых помещений, из которых осуществлено переселение граждан, и нормативной стоимости квадратного метра.

Закон теперь также защищает инвестиционно-привлекательные земельные участки от коммерческого использования. Поправками закрепляется принцип целевого использования территорий из-под расселяемых аварийных домов.

На освободившихся земельных участках допускается размещение исключительно объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управлении, обустройство мест для занятий спортом, физкультурой, пешими прогулками, парков, садов, скверов, размещение жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет бюджетных средств. Данное условие не распространяется на те участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких домов осуществлялось в рамках реализации договора о развитии застроенной территории и (или) договора о комплексном развитии территории.

В случае нарушения этого условия, предоставленная финансовая поддержка Фонда ЖКХ подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации, и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение данного условия. Помимо этого, уточняются порядок предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на проведение капитального ремонта и на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, порядок возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств госкорпорации, устанавливаются особенности предоставления Фондом ЖКХ финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года.

Напомним, к разработке законопроекта Минстрой России и Фонд ЖКХ приступили летом 2018 года. За прошедшее время была проведена работа по анализу программ расселения аварийного жилья, осуществлявшихся в последние 10 лет.

Он показал, что в этой области регионами и Фондом ЖКХ был накоплен большой практический опыт, который и был использован при разработке положений закона. — За субъектами РФ остается право самостоятельно выбрать меры поддержки, необходимые для расселения аварийного жилого фонда.

Средства федерального бюджета могут быть использованы для субсидирования льготной ипотеки, создания маневренного жилого фонда. Кроме того, поправки позволят нам активнее привлекать бизнес для решения задач по расселению аварийных домов, формируя в наших городах комфортные условия для жизни, — подчеркнул глава Минстроя России Владимир Якушев. Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Крыша по выбору

Расселение бараков и прочих плохо пригодных для проживания людей зданий — процесс сложный.

Расселение нередко порождает конфликты жильцов аварийных квартир с чиновниками. Какие права есть в таком случае у будущих новоселов и какие у чиновников, разъяснила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ.

Предлагаемое взамен сносимого жилье должно устроить жильцов. Фото: Артем Ленц/ТАСС Толкование норм закона высокой судебной инстанцией очень актуально, так как по статистике подобных исков немало по всей стране.

Один из них — иск жительницы Якутска к городским чиновникам.

В суде гражданка потребовала от местной администрации предоставить ей в собственность жилье взамен того, что идет под снос. Истица рассказала, что многоквартирный дом, в котором она живет, распоряжением администрации города признан аварийным и подлежащим сносу. Дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда.

Но то жилье, что ей предложили, ее не устраивает. В ответ на иск в суде чиновники рассказали, что администрация просто приняла решение изъятия квартиры истицы, так как все сроки расселения прошли, а женщина не переезжает.

Выход, на их взгляд, — выселить. Истица же была уверена, что ей должны выделить

«равнозначное занимаемому благоустроенное жилое помещение»

.Но городской суд Якутска принял решение не в пользу жительницы аварийного жилья и в иске отказал.

Судебная коллегия Верховного суда республики поддержала коллег. Пришлось истице обращаться в Верховный суд РФ.В Верховном суде РФ спор изучили и с доводами гражданки согласились, так как, по мнению высокой инстанции, в деле

«имеются основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений»

. Нарушения Верховный суд РФ нашел в решениях и городского суда, и в апелляции.Вот что увидел в материалах дела Верховный суд.

Наша героиня купила квартиру в доме в 2014 году. За несколько лет до этого здание было признано аварийным и попало в республиканскую программу переселения.

Вместе с истицей в квартире была зарегистрирована ее дочь.В документах суда есть распоряжение администрации города о выделении гражданке квартиры, куда она должна была переселиться. Это жилье давалось взамен «подлежащего изъятию для муниципальных нужд» квадратных метров в аварийном доме.

Но истица не согласилась переселяться в предложенное жилье. И захотела другую квартиру, оговорив, что жилье хочет «без дополнительной платы».

Городской суд, отказывая истице, исходил из того, что предоставление собственникам жилья взамен изымаемого

«допускается только по соглашению с органом местного самоуправления»

. А такое соглашение «достигнуто не было», так как гражданка от предложенного помещения отказалась. Апелляция с формулировкой отказа согласилась.

А вот Верховный суд РФ оказался не согласен.Сначала Верховный суд РФ напомнил жилищные права собственника в доме, который признан аварийным. Об этих правах написано в статье 32 Жилищного кодекса. И там сказано следующее — в случае, когда собственник жилья в аварийном доме

«не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором стоит аварийный дом, для муниципальных нужд и соответственно об изъятии каждой квартиры в доме»

.Возмещение за аварийное жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником.Верховный суд РФ процитировал еще раз статью 32 Жилищного кодекса, в которой сказано — принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилье.

Это опять Жилищный кодекс, статья 32.Если жилой дом, признанный аварийным, включен в региональную программу по переселению, то собственник жилья в таком доме по закону

«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом, подчеркивает Верховный суд РФ, собственник имеет право выбора любого из этих способов обеспечения его жилищных прав.Вывод из всего сказанного Верховным судом РФ такой — наша истица по своему выбору имеет право требовать либо выкупа своего помещения, либо предоставления ей другого жилья в собственность. Истица правильно известила администрацию города, что выбрала способ реализации своих жилищных прав, требуя предоставить другое жилье в собственность.

От предложенного жилья гражданка отказалась. Но вот что важно: этот отказ не является отказом от выбранного гражданкой способа реализации жилищных прав

«в виде предоставления другого жилья в собственность»

.И вот что еще напомнил коллегам Верховный суд: вступил в законную силу отказ Якутского городского суда на иск администрации — принудительно переселить нашу героиню в то жилье, которое предложила администрация.Вывод: по Закону «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» у местной администрации «имеется обязанность» предоставить истице в собственность другое равнозначное благоустроенное жилье.

Но местные суды при вынесении решения об отказе гражданке в иске эти положения закона не применили, хотя они «подлежали применению».И еще, в нарушение 196 статьи Гражданского кодекса якутские суды «ошибочно исследовали вопрос о наличии (отсутствии) оснований для внеочередного обеспечения истицы жильем по правилам 57-й статьи Жилищного кодекса, поскольку таких требований истица не заявляла».

Власть Право Гражданское право Власть Право Жилищное право Судебная власть Суды общей юрисдикции Верховный суд Постановления Верховного Суда РФ Гражданское законодательство

Изменения, внесенные в госпрограмму в 2018 году

Фонд ЖКХ курирует процесс проведения капремонта и расселения граждан.

Нужно ли оплачивать коммунальные услуги в аварийном жилье? Ответы . За счет него формируются региональные комиссии, которые производят оценку имеющихся домов и квартир, после чего решается, являются ли они аварийными. касаются только домов, которые официально являются аварийными по разным причинам.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+