Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Создание филиала школы по новому закону об образовании

Создание филиала школы по новому закону об образовании

Создание филиала школы по новому закону об образовании

Может ли школа открыть филиал в здании иной школы, находящейся в другом административном округе?

Статья 27. Структура образовательной организации 1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения). 3. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.

5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским , с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном и настоящего Федерального закона.

7. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.

9. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.

10. Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

11. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства. 12. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.

Филиалы и представительства образовательных учреждений: проблемы создания и налогообложения

—филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Иными словами, понятие «филиал» значительно шире, чем понятие «представительство». К примеру, представительство образовательного учреждения может заниматься продвижением образовательных услуг и привлечением студентов (учащихся), включая прием документов и оформление договоров с ними, в то время как сами образовательные услуги оказываются по месту нахождения головной организации.

Запрет на ведение образовательной деятельности в представительствах образовательных учреждений зафиксирован в ст.

12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3226-1 «Об образовании».

А филиалы обычно выполняют большинство или даже все функции головной организации.

К примеру, филиал вуза может заниматься не только рекламой и набором студентов, но и реализацией образовательных программ «на месте».

Причем в некоторых случаях филиалы проводят лишь часть обучения — к примеру, студенты учатся в филиале первые два или три курса, а завершают обучение уже в головном вузе — в то время как в других случаях филиал может самостоятельно осуществлять весь цикл обучения, включая сдачу государственных экзаменов и защиту выпускных квалификационных работ непосредственно в филиале.

К сожалению, в налоговом законодательстве понятие «обособленное подразделение» установлено гораздо шире, чем в гражданском. Таковым с позиций Налогового РФ может быть признано и подразделение, не отвечающее указанным выше признакам филиала и представительства, например подразделение, не указанное в качестве филиала или представительства в учредительных документах головной организации.
Таковым с позиций Налогового РФ может быть признано и подразделение, не отвечающее указанным выше признакам филиала и представительства, например подразделение, не указанное в качестве филиала или представительства в учредительных документах головной организации. Более того, НК РФ вообще не оперирует такими понятиями, как «филиал» и «представительство».

Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, то есть рабочие места, созданные на срок более одного месяца. Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно и в систему.Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно .

— — — — — — — — — © 2021119361, Россия, Москва, ул.

Большая Очаковская, д.47а, стр.1+7 (495) 780-71-81

III.

Управление филиалом

13.

Управление филиалом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом образовательного учреждения. По решению совета образовательного учреждения может быть создан выборный представительный орган – совет филиала.

Порядок формирования, полномочия и организация деятельности совета филиала определяются уставом образовательного учреждения. Непосредственное управление филиалом осуществляет руководитель филиала, назначаемый приказом руководителя образовательного учреждения из числа работников, имеющих, как правило, опыт учебно-методической и организационной работы в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

14. Руководитель филиала осуществляет свою деятельность от имени филиала в соответствии с законодательством Российской Федерации по доверенности, выданной от имени образовательного учреждения, за подписью руководителя образовательного учреждения или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати образовательного учреждения.

15. Руководитель филиала: обеспечивает функционирование филиала; представляет филиал в отношениях с органами законодательной и исполнительной власти, юридическими и физическими лицами; представляет отчет о деятельности филиала в образовательное учреждение.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц. сетях

© 2000-2021 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб. р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Статья 27. Структура образовательной организации

Не пропустите самое важное, что происходит в Интернете Подписаться Не сейчас 1.

Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.2.

Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).3.

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.4.
Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.4.

Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации.

Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона.7.

Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.9. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.10.

Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.11.

Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства.12.

В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.

Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц.

сетях

Федеральный закон

© 2000-2021 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб. р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск: закрыть

Информация об изменениях:

Часть 9 изменена с 8 июля 2018 г. — от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ 9.

Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

. 10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании. 11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. 13. проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
< статья 21.> Статья 23. >> Содержание

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы: Отправить Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных Читайте также 8 Июль17:10 6 Июль18:19 6 Июль01:02 3 Июля 2021 16:33 3 Июля 2021 16:43 3 Июля 2021 13:55 2 Июля 2021 15:40 29 Июня 2021 18:09 29 Июня 2021 16:06 29 Июня 2021 13:10 26 Июня 2021 18:20 25 Июня 2021 23:27

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27 настоящего Федерального закона 1.

Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. 2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).
2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения). 3. Утратила силу с 1 июля 2021 г.

— от 2 декабря 2021 г. N 403-ФЗ

Статья 27.

Структура образовательной организации

.

Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учётом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

. Утратил силу с 1 июля 2021 года.

— Федеральный закон от 02.12.2019 N 403-ФЗ. . Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утверждённого в порядке, установленном уставом образовательной организации.

Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается. . Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учётом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 настоящего Федерального закона. . Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.

. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией. . Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения её филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства. . В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.
. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.

Реорганизация образовательной организации: права и гарантии участников образовательного процесса

В последнее время в системе образования процесс реорганизации занимает едва ли не ведущее место, уступающий лишь внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Реорганизация затронула все типы образовательных организаций: от дошкольных до высшего образования.

В соответствии с Гражданским кодексом реорганизация представляет собой процесс в результате, которого одно юридическое лицо прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности в порядке универсального правопреемства переходят к вновь созданным юридическим лицам.

Однако процесс реорганизации образовательных организаций помимо гражданского кодекса регулируется (далее — 273-ФЗ).

Принимать решение о реорганизации образовательной организации имеют право как федеральные органы, так и местные органы, путем издания постановления (иного нормативного акта). В соответствии с законами Российской Федерации принять решение о реорганизации могут следующие государственные органы.

  1. Для местных образовательных организаций — муниципальным представительным органом (п.1 ст.9 273-ФЗ).
  2. Для образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта — исполнительный орган субъекта РФ (п.1 ст.8 273-ФЗ).
  3. Для федеральных образовательных организаций — Правительством РФ (п.1 ст.6 273-ФЗ).

Данные органы должны издавать в обязательном порядке постановление, которое регламентирует порядок и форму реорганизации образовательной организации.

Также в данном постановлении определяются этапы, которые необходимо совершить для реорганизации и назначаются ответственные лица. В общем, реорганизация образовательной организации проходит все те же этапы, что и все юридические лица, проходящие процедуру реорганизации.

То есть в обязательном порядке должен быть извещен регистрирующий орган о том, что образовательное учреждение находится в процессе реорганизации и все кредиторы. Также данная информация должна размещаться в виде сообщения в СМИ, чтобы точно все кредиторы имели возможность получить информацию о реорганизации. Особенностью реорганизации образовательной организации является то, что в итоге вновь созданная организация должна быть некоммерческая и образовательная.

Постановление в обязательном порядке должно учитывать данное правило. В противном случае реорганизовать образовательную организацию будет невозможно. Реорганизация — это прекращение деятельности или изменение правового статуса юридического лица, влекущее за собой правопреемство.

Вопросы реорганизации юридических лиц рассматриваются в Гражданском кодексе РФ (статья 57).

В пункте 1 данной статьи выделены следующие виды реорганизации:

  1. присоединение — это прекращение существования одного или нескольких юридических лиц с полным правопреемством другого существующего юридического лица;
  2. разделение — это прекращение существования юридического лица с полным правопреемством двух и более юридических лиц, которые создаются в результате разделения;
  3. выделение — создание нового юридического лица или юридических лиц, являющихся частичными правопреемниками реорганизуемого юридического лица, без прекращения деятельности последнего;
  4. слияние — это объединение двух и более юридических лиц, в результате которого образуется новое юридическое лицо, а объединившиеся юридические лица прекращают свое существование;
  5. преобразование — изменение организационно-правовой формы юридического лица (в соответствии с действующим федеральным законодательством преобразование государственных и муниципальных учреждений не допускается).

В системе образования часто встречается реорганизация путём присоединения, реже — слияние. Принципиальное отличие, что при присоединении новое юридическое лицо не образуется, следовательно, при данном виде реорганизации можно избежать проблемных ситуаций, которые чаще всего возникают при этих процессах: открытие/закрытие лицевых счетов в органах казначейства, проблема с своевременной выплатой заработной платы работникам, назначение руководителя образовательной организации и т.

д. Обратите внимание, что изменение типа государственного или муниципального учреждения (например, из бюджетного в автономную организацию) не является его реорганизацией, поскольку изменения организационно-правовой формы (учреждение) не происходит (п.1 ст.

17.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В связи с тем, что в ходе реорганизации образовательной организации затрагиваются интересы всех участников образовательного процесса (педагогических работников, учащихся (воспитанников), их законных представителей), то каким образом учитываются их интересы (и учитываются ли)?

Согласно п. 2 ст. 13 предусмотрена оценка последствий принятия решения о реорганизации образовательной организации для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. Кто уполномочен осуществлять такую оценку?

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта РФ, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.

Однако подходы к созданию такой комиссии могут быть различными — регион может занять позицию централизации принимаемых решений, т.

е. предусмотреть формирование единой комиссии, порядок создания которой будет предусматривать учёт позиции региональных органов власти, и которая будет работать по единым правилам и критериям для всех муниципалитетов региона.

Регион может занять и противоположную позицию, предусмотрев формирование комиссии с привлечением муниципалитетов, а также учесть особенности различных муниципальных образований при определении порядка проведения комиссией оценки. Таким образом, перед принятием решения о реорганизации орган, выполняющий функции и полномочия Учредителя государственной (муниципальной) образовательной организации должен создать комиссию по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации и получить её экспертное заключение.

Порядок формирования комиссии относится к полномочиям региональных органов власти. Таким образом, орган исполнительной власти может, но не обязан, включить в состав комиссии представителей родительской общественности, хотя обязательной нормы об этом в 273-ФЗ нет.

Например, в Москве при реорганизации образовательных организаций учитывалось мнение управляющих советов. Таким образом, демократичность данного процесса напрямую зависит от принятого решения уполномоченных органов исполнительной власти, но при этом следует помнить, что если реорганизуемая организация находится в сельской местности, то необходимо получить и мотивированно рассмотреть мнение жителей соответствующего сельского поселения. При этом надо иметь в виду, что факт реорганизации никак не влияет на права обучающихся реорганизуемых образовательных организаций, они сохраняют право на продолжение обучения в образовательной организации, возникшей в результате реорганизации.

Права работников образовательной организации при реорганизации. (далее — ТК РФ) (статья 75) никаких обязанностей по отношению к работникам организации при проведении реорганизации (уведомление, перевод и т. п.) не установлено, поэтому нужно руководствоваться иными нормами Трудового кодекса.

Прежде всего следует разобраться, в каких случаях работодатель обязан уведомлять работников о реорганизации, а в каких такой обязанности законодательством не установлено. Можно выделить два случая, когда работодатель обязан это сделать:

  1. изменяются условия трудового договора.
  2. планируется сокращение численности или штата работников;

И в том, и в другом случае за два месяца до предстоящих изменений необходимо направить работникам уведомление. При этом сокращаемым следует предложить существующие в организации вакантные должности (ч.

3 ст. 81 ТК РФ). Уведомления оформляются в письменном виде и направляются каждому работнику под подпись. А вот нужно ли уведомлять работников в случаях, когда реорганизация никак не отражается на трудовых отношениях с работниками?

Если нужно, то когда? Трудовым кодексом ст. 75 и п. 6 ч. 1 ст. 77 работнику предоставлено право отказаться от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации, либо её реорганизацией, с изменением типа государственного или муниципального учреждения.

Поэтому уведомить работников об изменении правового положения организации все же нужно. Чтобы в дальнейшем избежать судебных споров, рекомендуем довести данную информацию до работников в наглядной форме путем размещения на доске объявлений учреждения или в каждом подразделении (кабинете).

Сделать это нужно сразу после внесения записи о реорганизации в единый государственный реестр.

Факт реорганизации следует отразить в трудовых книжках работников.

При этом Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная (далее — Инструкция), порядок внесения подобных записей не регламентирует. Поэтому производится запись, аналогичная записи об изменении наименования организации (п. 3.2 Инструкции). Например: «Государственное бюджетное образовательное учреждение г.

Москвы Центр образования № 00 реорганизовано в форме присоединения к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Москвы средней общеобразовательной школе № 00 с 01.07.2015 г.» Если в результате реорганизации изменились условия трудового договора, в том числе если работник, например, переведён на другую должность или в другое структурное подразделение, заключается дополнительное соглашение к трудовому договору. Запись о переводе также вносится в трудовую книжку после записи о реорганизации. Если работник отказался работать в связи с произошедшей реорганизацией, в трудовую книжку вносится запись об увольнении по п.

6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Очень часто возникают вопросы у работников образовательных организаций, которые связаны с пересмотром штатного расписания и его оптимизацией. Рассмотрим некоторые возможные ситуации.

Ситуация 1. Правомерно ли увольнение по п.

2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если в штатное расписание включена должность, обязанности по которой совпадают с обязанностями по сокращенной должности? Существует судебная практика, согласно которой увольнение в данной ситуации является неправомерным. Вывод основан на том, что если в процессе сокращения штата в штатное расписание вводится новая должность (должности), обязанности по которой аналогичны обязанностям по исключаемой должности, то у работодателя отсутствуют основания для увольнения работника по п.

2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, поскольку фактического сокращения штата не происходит. В то же время анализ судебных постановлений апелляционной и кассационной инстанции показывает, что нижестоящие суды иногда выносят решения в пользу работодателя, ссылаясь на то, что предусмотренная действующим законодательством процедура увольнения работодателем не нарушена. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда сокращаются должности заместителя руководителя образовательной организации по учебно-воспитательной работе, а вводится должность заместитель директора по контролю качества образования.

Ситуация 2. Правомерно ли увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, если в штатное расписание включена должность, предусматривающая исполнение дополнительных обязанностей по сравнению с обязанностями по сокращенной должности?

Существует судебная практика, согласно которой увольнение в данной ситуации является неправомерным.

Вывод основан на том, что если у работодателя сохраняется потребность в работе определенного рода или объема и возникает необходимость расширения должностных обязанностей, то имеет место не сокращение численности или штата, а изменение определенных сторонами условий трудового договора.

Основания для увольнения по п.

2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ отсутствуют. В то же время анализ судебных постановлений апелляционной и кассационной инстанций показывает, что нижестоящие суды иногда выносят решения в пользу работодателей, ссылаясь на то, что увольнение работника произведено на законных основаниях. В качестве примера можно привести сокращение должности заместителя руководителя образовательной организации по административно-хозяйственной работе, но при этом в штат организации вводится должность заместителя руководителя по финансово-экономической деятельности.

Ситуация 3. Правомерно ли увольнение в связи с сокращением численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), если работодатель для исполнения обязанностей уволенного работника заключил гражданско-правовой договор?

Есть судебное постановление, которым увольнение в данной ситуации признано правомерным. Вывод основан на следующем. Принятие решения о сокращении численности или штата работников является правом работодателя, который обязан соблюдать установленный порядок увольнения, но не должен обосновывать исключение из штатного расписания какой-либо должности.

Заключение гражданско-правового договора для выполнения обязанностей уволенного работника не свидетельствует о фиктивности сокращения.

В то же время анализ судебного постановления апелляционной инстанции показывает, что нижестоящий суд принял решение в пользу работника, ссылаясь на то, что у работодателя не имелось оснований для увольнения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Важно! Если судом будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что в соответствии с договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются нормы трудового права (ст. 11 ТК РФ). Следовательно, отношения, возникшие по гражданско-правовому договору, могут быть признаны судом трудовыми, а сокращение мнимым.

В качестве примера можно привести очень распространённое в последнее время в образовательных организациях явление передачи выполнения определённых задач на аутсорсинг (ликвидация собственной бухгалтерии, сокращение технического персонала и передача его функционала клининговым компаниям и т. д.). Гарантии работникам.

Отдельного внимания требует вопрос изменения должностных окладов работников в связи с реорганизацией образовательных организаций. Нельзя допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда.

При этом нужно понимать, что речь идёт о должностных окладах, а не о всей заработной плате:

«заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации»

.

Руководителям реорганизуемых организаций об этом нужно подумать заранее. Если в процессе реорганизации работник был сокращен, основанием увольнения будет п.

2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. В последний день работы с работником производится полный расчет, в том числе выплачивается компенсация за все неиспользованные отпуска. Если работник увольняется по сокращению численности или штата, ему выплачивают выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также сохраняют средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ст. 178 ТК РФ). При этом если трудовой договор расторгается ранее двухмесячного срока, работнику выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+