Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Политические риски предприятия

Политические риски предприятия

Политический риск

В нынешних условиях для мировой экономики характерны процессы глобализации, что находит своё отражение в углублении и расширении международных экономических отношений, усилении взаимозависимости между экономиками различных стран, интернационализации производственно-экономической и финансово-инвестиционной деятельности. Но обратной стороной медали интеграционных процессов является возникновение политических рисков.Политические риски являются важной составляющей страновых рисков.При осуществлении внешнеэкономических операций потенциально могут возникнуть обстоятельства, которые будут иметь негативное воздействие на конечный результат иностранного предпринимателя или инвестора вследствие изменений социально-политической ситуации в стране.К тому же необходимо учитывать и дополнительные риски, возникающие вследствие возможных различий в промышленных и банковских стандартах, технологиях, научно-технических стандартах, деловых отношениях и культуре поведения и т.п.

– это вероятность того, что изменения законодательных и нормативно-регулирующих актов внутри страны или за её пределами окажет негативное воздействие на прибыль, операции и перспективы фирмы, поскольку политический риск связан не только с конкретной страной, но и с соседними странами или регионами.Но следует отметить, что политический риск не всегда имеет своим результатом негативные последствия, т.е. политическое событие может оказать и положительный эффект на результат деятельности предпринимателя или инвестора.Если мы говорим о внешнеэкономической деятельности, то, как пример, можно привести следующее: заключение между странами договоров о сотрудничестве, о защите прав инвесторов, о предоставлении налоговых льгот для иностранных инвесторов, об избежании двойного налогообложения и т.п.Политические риски определяются геополитической, социально-экономической ситуацией и деятельностью государства. Они находят своё проявление в изменении и нарушении условий производственно-торгового процесса вследствие результата деятельности международных организаций, органов государственного управления собственной страны или внешних государств.Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками.

— возможное наступление любого политического события (война, революция, государственный переворот, экспроприация, наложение ограничений на импорт и т.д.) в своей стране или за границей, которое может привести к потере прибыли и/или активов в международных деловых операциях.Политические риски подразделяются на группы:

  • Риск трансферта, связанный с ограничением экспорта продукции или ресурсов, с ограничениями относительно конвертации локальной валюты в иностранную и осуществлением расчётов по внешнеэкономическим контрактам.
  • Риск военных действий, гражданских беспорядков, смены власти.
  • Операционный риск, который затрагивает свободу действий руководителей компаний.
  • Риск изменения регулирующих норм (законодательной базы, изменение торгового режима и таможенной политики, изменения в налоговой системе, валютном регулировании, регулировании внешнеполитической деятельности страны).
  • Контрактный риск, т.е. риск расторжения контракта вследствие действий правительства страны, в которой находится компания-контрагент.
  • Риск потери собственности (например, национализация или экспроприация без надлежащей компенсации).

Обобщённо политические риски также можно разделить на две категории – риски макроуровня и риски микроуровня.Макрополитический риск затрагивает всех экономических субъектов данной страны без исключения и оценивается по политическим, социальным, экономическим, юридическим параметрам в каждой стране.Микрополитический риск касается только предприятий, обладающих определенными характеристиками, и его оценка производится для каждой операции в отдельности.Также политические риски можно разделить на:

  1. риск, вызванный дискриминационными мерами, ставящими одни предприятия в более выгодное положение по сравнению с другими;
  2. риск, вызванный регулятивными мерами, затрагивающими всех субъектов;
  3. риск, вызванный выборочным вмешательством, которое влияет на деятельность одного определенного предприятия.

Наиболее общая классификация основывается на разделении политических рисков, возникших в результате непредвиденных событий под влиянием общей ситуации в стране, и рисков, вызванных действиями органов власти.

Эта классификация объединяет практически все виды политических рисков:

  1. политического характера (конфискация активов, введение эмбарго, изменение законодательства, разрыв отношений, неправомерный либо обусловленный политическими мотивами отзыв гарантии, расторжение контрактов с частными покупателями вследствие действий властей);
  2. действия органов власти:
    • политического характера (конфискация активов, введение эмбарго, изменение законодательства, разрыв отношений, неправомерный либо обусловленный политическими мотивами отзыв гарантии, расторжение контрактов с частными покупателями вследствие действий властей);
    • административного характера (аннулирование лицензий, препятствование осуществлению экспортно-импортных операций);
    • макроэкономического характера (запрет на конвертацию или перевод средств за границу, кардинальные изменения в проводимой экономической политике);
    • микроэкономического или финансового характера (одностороннее расторжение контракта государственным предприятием, неплатеж со стороны государственных покупателей, несоблюдение арбитражных постановлений, непоставка продукции).
  3. непредвиденные события (революция, смена власти, изменения в правительстве, война, политические беспорядки, гражданская война, ущерб, причиненный иностранным сотрудникам);
  4. административного характера (аннулирование лицензий, препятствование осуществлению экспортно-импортных операций);
  5. микроэкономического или финансового характера (одностороннее расторжение контракта государственным предприятием, неплатеж со стороны государственных покупателей, несоблюдение арбитражных постановлений, непоставка продукции).
  6. макроэкономического характера (запрет на конвертацию или перевод средств за границу, кардинальные изменения в проводимой экономической политике);

Попытки учитывать политический риск, вызываемый действиями отдельных политических деятелей или государств, предпринимались еще в XIX веке.Однако понятие «политический риск» вошло в лексикон американских корпораций только в 1959 году после прихода к власти на Кубе Ф.Кастро. Одной из первых работ по данной теме была книга Ф.Рута «Бизнес США за рубежом и политический риск», где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.О стратегической важности политического риска свидетельствует тот факт, что для его оценки создана мировая сеть коммерческих и некоммерческих аналитических центров (всего – свыше 500, львиная доля которых находится в США).

Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политический риск, являются центры стратегических и международных исследований при Колумбийском и Джорджтаунском университетах.Источник: http://discovered.com.ua/risk/politicheskij-risk/

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.

Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Украины ОНУ им.

И.И. Мечникова ИСН Контрольная работа по прикладной политологии на тему: «Политический риск: сущность, уровни. Управление политическими рисками». Студентки 5го курса З/о, политологии Фещенко Юлии Одесса 2008г.

1. Понятие и сущность политического риска Термин «риск» происходит от латинского «risicare», означающего «решиться».

В теории и практике понятие риска имеет многосторонний и многозначный характер. Под политическим риском понимается “вероятность неблагоприятных последствий политических решений, принимаемых в условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и т.д.), что ведет к ущербу для участников политических действий и вероятности осуществления нежелательных событий” [1, с.139].

Под политическим риском понимается “вероятность неблагоприятных последствий политических решений, принимаемых в условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и т.д.), что ведет к ущербу для участников политических действий и вероятности осуществления нежелательных событий” [1, с.139].

В. Вестон и Б.Сорж определяют политический риск как действия национального правительства, которые мешают проведению деловых операций, изменяют условия соглашений, приводят к конфискациисобственности иностранных компаний.

[3]. Политический риск представляет собой вероятность возникновения политических факторов в стране (регионе), которые могут оказать благоприятное или отрицательное влияние на управленческую, экономическую и другие виды деятельности.

К числу таких политических факторов относятся, например, уровни стабильности политического режима, политических беспорядков, коррупции, преступности, безработицы [2]. Под политическим риском в узком смысле слова понимается вероятность финансовых потерь для фирмы в результате воздействия неблагоприятных политических факторов в стране размещения инвестиций [8]. Й. Пфеффер определил соотношение между риском и неопределенностью следующим образом: «Риск… представляет собой комбинацию нескольких видов азарта, он измеряется вероятностью; неопределенность измеряется уровнем веры.

Риск — это состояние мира, неопределенность — состояние воображения». Политический риск как структурное явление включает в себя следующие основные компоненты. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством.

Это «правовой или законодательный риск»[6].

Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку в стране (регионе).

Помимо правового аспекта, политический риск включает в себя возможность потерь или приобретений по следующим обстоятельствам: смена правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации имущества компаний; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, повышения уровня коррупции, преступности и т.

д. Более полным и приемлимым, по моему мнению, является понятие политического риска как вероятности нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов. Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками [4].

К политическим рискам относятся: а) невозможность осуществления деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т.п.; б) введение отсрочки (моратория) на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.); в) неблагоприятное изменение налогового законодательства; г) запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа.

В этом случае обязательно перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.

2. Уровни политических рисков Уровень риска — это количественная оценка ситуации (отражающая степень неопределенности в принятии решений) с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. Практически уровень риска характеризует степень ответственности или безответственности того, кто выбирает пути решения задачи. На практике оценки политического риска даются для различных временных горизонтов, выбор которых определяется спецификой решений, требующих учета оценок риска.

Политический риск оценивается на различных уровнях: глобальном, региональном (по группам [4, c.852] стран), национальном, по отдельным регионам внутри некоторых стран (по краям, областям, республикам, например, в России).

В последние годы вырос интерес к глобальному риску. Это видно, в частности, из тематики дискуссий на ежегодных конференциях Совета по управлению риском международного бизнеса. Это нашло отражение в тенденциях, связанных со стремлениями некоторых влиятельных кругов Запада к “глобальной координации” отношений между странами.

Усилились тенденции к созданию “мирового поля доверия”.

Однако здесь велика опасность усиления “уязвимости” некоторых государств от тех, кто будет контролировать это “поле” и определять нормы, которым должны следовать участники событий. В целом можно ожидать, что чем больше будет возрастать “координация” на глобальном уровне в сфере экономики, тем в большей степени будет снижаться уровень политической организованности на глобальном уровне за счет появления все большего числа малых государств, не находящих для себя места “под солнцем” в результате распада бывших великих держав.

Уровень политического риска при этом должен повышаться. При оценке политического риска на национальном уровне обычно используются сравнительные данные, когда количественные оценки, характеризующие уровень риска по стране, преобразуются в соответствующие рейтинги. Рейтинг страны — это ее место в общей совокупности сравнительных стран, отражающее степень желательности состояния соответствующей обстановки.

Иногда говорят о различиях “политического климата”. Трудность состоит в том, что рейтинги обычно привязаны к конкретному числу рассматриваемых стран (а их число не является постоянным). На практике рейтинг страны определяется с учетом ее места в группе стран, которые упорядочены в определенной последовательности с учетом соответствующих оценок уровня политического риска, которые определяются в баллах.

Чаще всего используется 100-балльная шкала, где страны с минимальным уровнем политического риска получают наибольшие оценки в баллах.

Политологи, которые привлекаются для оценки уровня политического риска при их использовании на практике, часто [4, c.853] пользуются методами оценки риска, основанными на применении вероятностных моделей.

Вероятностные оценки трансформируются в балльные, на основе которых определяется рейтинг страны (или другой стратегической зоны деятельности).

Таблица 1 Шкалы оценки уровня риска Уровень риска Баллы Вероятность существ. Ущерба практически отсутствует 83-100 очень низкий 75-82 Низкая Низкий 67-74 (мала) Заметный 60-66 Ниже среднего 55-59 Умеренная 51-54 (допустимая) Средний 45-50 Выше среднего 40-44 Большая на грани допустимого 34-39 (велика) не допустимо 26-33 18-25 Высокая 0-17 Таблица 2 Рейтинговая таблица риска стран мира (1995г.). Страна Рейтинг 1995 (из181 страны) Уровень риска страны, баллы (1995 г.) 1 100 2 99 3 98 4 97 Нидерланды 5 96 Швейцария 6 96 Япония 7 95 США 8 94 Германия 12 92 Бельгия 14 90 Тайвань 15 86 Швеция 17 85 Австралия 18 85 Корея 21 82 Испания 22 82 Италия 23 80 Таиланд 29 75 С.

Аравия 40 66 КНР 42 65 Индонезия 43 64 ЮАР 49 62 Индия 53 55 Турция 59 50 Польша 66 47 Мексика 67 47 Бразилия 78 43 Аргентина 83 41 Пакистан 94 37 Россия 133 22 Нигерия 151 16 Оценки уровня политического риска и соответствующие рейтинги стран публикуются в периодической печати, например, в издаваемом в Лондоне журнале “Евромани” (Euromoney) — табл.

2 и 3. В табл.2 представлен рейтинг риска основных стран мира в 1995 году по 100 бальной шкале, а в табл.

3 только политический риск стран мира за 1997г. по 25 бальной шкале. Риск по 100 бальной шкале это общий (стрновой) риск страны, состоящий из: политического риска (25%), экономических данных (25%), долгового показателя страны (10%), не выплачиваемые долги (10%), оценки кредитоспособности (10%), доступа к банковским финансам (5%), доступ к краткосрочным финансам (5%), доступа к рынку капитала (5%), дискаунт по форфейтингу (5%).

Таблица3[8] Рейтинговая таблица политического рискастран мира (1997г.). Место, занимаемое в рейтинге политического риска ста стран мира Наименование страны Рейтинг политического риска (наилучшая сумма баллов составляет 25, наихудшая стремится к нулю) 1.

США 25,00 2. Германия 24,97 3. Швейцария 24,84 4. Великобритания 24,82 5. Люксембург 24,70 6. Нидерланды 24,46 7.

Норвегия 24,37 8. Япония 24,27 9. Дания 24,16 10. Франция 24,03 11. Австрия 23,91 12. Канада 23,91 13. Бельгия 23,41 14. Швеция 23,01 15. Финляндия 22,92 16. Австралия 22,69 17. Ирландия 22,41 18. Италия 22,07 19. Новая Зеландия 22,03 20. Сингапур 21,91 21. Испания 21,81 22. Португалия 21,45 23. Тайвань 21,16 24. Бруней 20,83 25.
Тайвань 21,16 24. Бруней 20,83 25.

Гонконг 20,21 26. Исландия 19,90 27.

Бермуды 19,08 28. Турция 18,82 29.

ОАЭ 18,68 30. Мальта 18,46 31. Чили 18,37 32. Кувейт 18,01 33.

Кипр 17,92 34. Южная Корея 17,65 35.

Китай 17,50 36. Израель 17,31 37.

Оман 17,17 38. Саудовская Аравия 17,11 39. Малайзия 17,10 40. Греция 17,02 41. Макао 16,59 42. Катар 16,40 43.

Чехия 16,39 44. Пуэрто-Рико 16,39 45. Маврикий 16,34 46. Словения 16,33 47. Багамы 16,17 48. Ботсвана 15,96 49.

Бахрейн 15,38 50. Польша 15,33 Были опубликованы рейтинги политического риска 100 стран мира, 50 из которых мы рассмотрели выше.

Чтобы можно было провести аналогию с 1995 г. нужно сказать, что Россия в 1997г. заняла 96 место, поднявшись на 37 позиций за 2 года.

Таблица 4[8] Рейтинговая таблицаполитического и общегориска стран мира (2007г.) По общему риску Страна Рейтинг политического риска страны Рейтинг странового риска (общий) 1 Люксембург 25,00 99,59 2 Норвегия 24,64 99,51 3 Швейцария 24,82 99,04 4 Дания 24,47 95,78 5 Швеция 24,68 94,92 6 Ирландия 24,30 94,65 7 США 23,46 94,54 8 Нидерланды 24,59 94,39 9 Финляндия 24,68 94,11 10 Австрия 24,20 93,33 11 Великобритания 24,04 93,18 12 Канада 24,21 92,58 13 Германия 24,23 92,37 14 Исландия 23,23 92,13 15 Австралия 24,30 91,90 16 Бельгия 23,65 91,88 17 Франция 23,84 91,73 18 Япония 23,44 89,89 19 Новая Зеландия 24,05 89,67 20 Сингапур 23,22 89,03 21 Испания 22,96 88,92 22 Италия 22,23 85,97 23 Португалия 22,49 84,30 24 Бермуды 21,52 84,21 25 ГонКонг 21,36 83,28 26 Словения 21,67 82,31 27 Греция 21,21 81,77 28 Тайвань 20,22 80,57 29 ОАЭ 19,49 79,58 30 Кувейт 19,10 79,52 31 Катар 19,34 78,52 32 Мальта 20,11 77,49 33 Кипр 19,36 76,24 34 Багамы 18,81 72,28 35 Бахрейн 17,20 72,26 36 Саудовская Аравия 16,59 71,77 37 Чехия 19,70 71,50 38 Южная Корея 19,53 70,87 39 Израиль 17,13 70,29 40 Бруней 19,26 69,96 41 Барбадос 19,22 69,09 42 Польша 18,49 68,98 43 Венгрия 18,03 68,93 44 Чили 20,29 68,83 45 Словакия 18,62 67,32 46 Эстония 19,11 67,12 47 Оман 17,83 66,07 48 Латвия 17,83 64,96 49 Малайзия 19,09 64,76 50 Мексика 17,65 64,33 В табл.4 отображен общий (страновой) рейтинг страны и также отдельно рейтинг политического риска страны. Проведя анализ видно, что за 10 лет ситуация изменилась. Например, Россия с 96 поднялась на 58 место с уровнем риска ниже среднего (59,37).

Украина занимает 80 место со средним уровнем риска (46,84), когда в 1997г. она и вовсе не входила в список 100 стран.

3. Управление политическим риском. Оценки политического риска используются, прежде всего, на стадии принятия решений, но в последнее время они применяются и при их реализации, что нашло отражение в соответствующей целенаправленной деятельности — управлении риском.

Речь идет о необходимости влияния на развитие событий таким образом, чтобы не допускать создания критических ситуаций, связанных с чрезмерным риском.

Управление рисками — это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Американский Институт управления проектами (PMI), разрабатывающий и публикующий стандарты в области управления проектами, значительно переработал разделы, регламентирующие процедуры управления рисками.

Американский Институт управления проектами (PMI), разрабатывающий и публикующий стандарты в области управления проектами, значительно переработал разделы, регламентирующие процедуры управления рисками. В новой версии PMBOK (принятие которого ожидается в 2000 году) описаны шесть процедур управления рисками. Процесс управления рисками проекта включает выполнение следующих процедур: 1) Планирование управления рисками — выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.

2) Идентификация рисков — определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик. 3)Качественная оценка рисков — качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта. 4)Количественная оценка — количественный анализ вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект.

5)Планирование реагирования на риски- определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ. 6) Мониторинг и контроль рисков — мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков. Все эти процедуры взаимодействуют друг с другом, а также с другими процедурами.

Каждая процедура выполняется, по крайней мере, один раз в каждом проекте. Несмотря на то, что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать.

Планирование управления рисками- процесс принятия решений по применению и планированию управления рисками для конкретного проекта.

Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации.

Важно спланировать управление рисками, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации [7, c.39].

Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на проект, и документирует характеристики этих рисков.

Идентификация рисков не будет эффективной, если она не будет проводиться регулярно на протяжении реализации проекта. Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников: менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов.

Идентификация рисков — итерационный процесс.

Вначале идентификация рисков может быть выполнена частью менеджеров проекта или группой аналитиков рисков. Далее идентификацией может заниматься основная группа менеджеров проекта. Для формирования объективной оценки в завершающей стадии процесса могут участвовать независимые специалисты.

Возможное реагирование может быть определено в течение процесса идентификации рисков [7, c.39].

Качественная оценка рисков — процесс представления качественного анализа идентификации рисков и определения рисков, требующих быстрого реагирования.

Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования. Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков. Качественная оценка рисков это оценка условий возникновения рисков и определение их воздействия на проект стандартными методами и средствами.

Использование этих средств помогает частично избежать неопределенности, которые часто встречаются в проекте. В течение жизненного цикла проекта должна происходить постоянная переоценка рисков [7, c.40]. Количественная оценка рисков определяет вероятность возникновения рисков и влияние последствий рисков на проект, что помогает группе управления проектами верно принимать решения и избегать неопределенностей.

Количественная оценка рисков позволяет определять: — вероятность достижения конечной цели проекта, — степень воздействия риска на проект и объемы непредвиденных затрат и материалов, которые могут понадобиться, — риски, требующие скорейшего реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий на проект, — фактические затраты, предполагаемые сроки окончания. Количественная оценка рисков часто сопровождает качественную оценку и также требует процесс идентификации рисков. Количественная и количественная оценка рисков могут использоваться по отдельности или вместе, в зависимости от располагаемого времени и бюджета, необходимости в количественной или качественной оценке рисков [7, c.41].

Планирование реагирования на риски — это разработка методов и технологий снижения отрицательного воздействия рисков на проект. Берет на себя ответственность за эффективность защиты проекта от воздействия на него рисков.

Планирование включает в себя идентификацию и распределение каждого риска по категориям. Эффективность разработки реагирования прямо определит, будут ли последствия воздействие риска на проект положительными или отрицательными. Стратегия планирования реагирования должна соответствовать типам рисков, рентабельности ресурсов и временным параметрам.

Вопросы, обсуждаемые во время встреч, должны быть адекватны задачам на каждой стадии проекта, и согласованы со всеми членами группы по управлению проектом.

Обычно требуются несколько вариантов стратегий реагирования на риски [7, c 42]. Мониторинг и контроль следят за идентификацией рисков, определяют остаточные риски, обеспечивают выполнение плана рисков и оценивают его эффективность с учетом понижения риска.

Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана фиксируются. Мониторинг и контроль сопровождает процесс внедрения проекта в жизнь [7, c.43].

Качественный контроль выполнения проекта предоставляет информацию, помогающую принимать эффективные решения для предотвращения возникновений рисков. Для предоставления полной информации о выполнении проекта необходимо взаимодействие между всеми менеджерами проекта.

Целью мониторинга и контроля является выяснить, было ли: — Система реагирования на риски внедрена в соответствии с планом — Реагирование достаточно эффективно или необходимы изменения — Риски изменились по сравнению с предыдущим значением — Наступление влияния рисков — Необходимые меры приняты — Воздействие рисков оказалось запланированным или явилось случайным результатом. Контроль может повлечь за собой выбор альтернативных стратегий, принятие корректив, перепланировку проекта для достижения базового плана. Между менеджерами проекта и группой риска должно быть постоянное взаимодействие, должны фиксироваться все изменения и явления.

Отчеты по выполнению проекта должны формироваться регулярно. Список литературы: 1. Горшкова А.А. Политический риск и методы его оптимизации // Актуальные проблемы политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов. / Отв. ред.: д.ф.н., проф. В.Д. Зотов. — М.: МАКС Пресс, 2001.

Зотов. — М.: МАКС Пресс, 2001. — С. 139-142. 2. Государственная политика и управление: Учебник.

Под ред. Сморгунова Л. В. М., «Российская энциклопедия», 2006, стр. 347 3. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2006, стр. 678 4. Кузнецова Н.

В. «Управление рисками». — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. — 168с. 5. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И.

Краснова. — М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. — 992 с. 6. Подколзина И.А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска // Регион: экономика и социология. — 2003. — №3. — С. 11 — 19. 7.

Сморгунов Л. В. Указ соч., стр.

348. 8. http://www.euromoney.com

Классификация по уровню воздействия.

Деление всей совокупности манифестаций политического риска на риски макро- и микроуровней является базовым подходом к их классификации, впервые предложенным одним из основателей теории международного бизнеса, американским профессором Стефаном Робоком (ЯоЬоск, 1971): — макрополитический риск подразумевает изменения политической природы, угрожающие всей совокупности иностранных предприятий, ведущих операции с данным государством; — микрополитический риск заключает в себе изменения, которые целенаправленно формируют угрозы лишь для определенных секторов экономики или даже отдельных предприятий. Степень подверженности компании политическому микрориску зависит от типа инвестиционного демарша (уровень «физического» присутствия в стране), а также, что еще более важно, от самой природы осуществляемого бизнеса — сектора экономики, технологического уровня проекта и т.д. (Schmidt, 1986). Если компания осуществляет, например, инвестиции в облигации государственного займа, она рискует в меньшей степени, нежели осуществляя на территории той же страны производственные операции, предполагающие наличие в собственности промышленных мощностей и задействованных на предприятии трудовых ресурсов.

Разный уровень риска будет свойствен иностранным фирмам, работающим в стратегически важных отраслях народного хозяйства, или, наоборот, тем, кто ограничивается ведением операций в сферах с небольшой долей государственного интереса.

Технологии спасут мир?

Николай Кащеев, начальник управления аналитики и стратегического маркетинга Промсвязьбанка /Вартан Айрапетян / Ведомости В мире есть пример экономики, которая десятилетиями показывает слабый рост, – Япония. Но Японию выручает то, что ее экспортно-ориентированная экономика является частью пока растущей глобальной экономики. Сейчас миру грозит оказаться в ситуации, когда «Япония» будет повсеместно.

И найти выход из этой L-образной траектории будет непросто: экономика перегружена долгами, в том числе мусорными, все возможные методы монетарного стимулирования уже задействованы, а иного действенного механизма экономического роста, кроме долгового, нет.

По-прежнему экономика растет за счет накопления долга как потребителями, так и производителями.

К слову, с макроэкономической точки зрения альтернативные финансовые инструменты, например криптовалюты, – это попытка наполнить экономику еще большим количеством денег. Миру нужны новые механизмы экономического роста.

После кризиса 2008–2009 гг. мне казалось, что технологии породят такие механизмы – это так называемая горизонтальная экономика, самозанятость, производство вне цехов, замена вертикально-интегрированных производственных структур распределенными, если хотите, демократизация производственного процесса. Я думал, что в 2021-х – 2030-х гг. мы придем к новому типу экономического роста, когда в дефиците будут (т.

е. будут чего-то стоить) не столько деньги, сколько идеи, в том числе идеи применения денег.

Вместо этого происходит реставрация политиками старых экономических структур.

Например, [президент США] Дональд Трамп пытается использовать элементы рейганизма – максимально поддерживать частный бизнес за счет бюджетного дефицита. С одной стороны, прекрасная идея, потому что экономика – это прежде всего частный бизнес.

С другой стороны, Трамп как минимум опоздал со своими решениями. [Рональд] Рейган приходил к власти в тот момент, когда бюджет США был почти сбалансирован и госдолг не был обременителен для экономики.

Теперь приходится гораздо больше думать об этих факторах.

Искандер Гиниятуллин, вице-президент по инвестициям венчурного фонда Sistema_VC /Вартан Айрапетян / Ведомости Информационные технологии, интернет, информационные системы стали возможны, когда был изобретен процессор – устройство, которое смогло обрабатывать данные. Производительность процессоров удваивалась каждые 24 месяца – сперва благодаря улучшению транзисторов, потом с помощью других инструментов. И мы очень близко подошли к пределу повышения производительности традиционных процессоров.

Начиная с середины 2000-х многие университеты и крупные компании начали заниматься развитием квантовых технологий – в частности, созданием квантовых компьютеров.

Они смогут обеспечить экспоненциальный рост производительности.

В эту игру включились такие гиганты, как Google, Volkswagen, IBM.

Когда-то руководители IBM говорили, что миру хватит пяти персональных компьютеров. Квантовых компьютеров очевидно потребуется больше, эта технология будет развиваться кратно быстрее предыдущих. Хартмут Нивен, директор лаборатории квантового искусственного интеллекта Google, считает, что квантовые компьютеры могут появиться в нашей повседневной жизни на горизонте буквально нескольких лет, а не десятков.

Volkswagen уже использует их для развития беспилотного движения.

Канадская D-Wave единственная в мире начала их производство и продажу в промышленных масштабах. Они, правда, используются для решения очень узких задач, и стоит один компьютер порядка $15–20 млн.

В первую очередь квантовые компьютеры будут использоваться в сфере искусственного интеллекта.

Во вторую – для обеспечения кибербезопасности и в финансовых технологиях.

В финансовой области за последние несколько лет крупные игроки, JPMorgan Chase и Barclays, например, запустили внутренние программы использования квантовых компьютеров в трех областях, две из них относятся к банковскому сектору, а третья – к макроэкономике. Кризис 2007–2008 гг. выявил существенные проблемы в оценке рисков заемщиков, и банки рассчитывают, что с помощью квантовых компьютеров смогут обрабатывать гораздо большие массивы данных, разрабатывать и использовать более точные алгоритмы, снижая тем самым риски дефолтов.
Кризис 2007–2008 гг. выявил существенные проблемы в оценке рисков заемщиков, и банки рассчитывают, что с помощью квантовых компьютеров смогут обрабатывать гораздо большие массивы данных, разрабатывать и использовать более точные алгоритмы, снижая тем самым риски дефолтов.

Второе направление применения – криптография, безопасность. Один из возможных эффектов для экономики – принципиально другой уровень прогнозирования.

Квантовые компьютеры сделают возможным моделирование экономических сценариев, с высокой точностью определяя наступление событий и предлагая решения в режиме почти реального времени.

Политический риск и его влияние на развитие предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Л.В.

Попова Одна из проблем российской экономики — низкая инвестиционная привлекательность. Иностранные компании присваивают экономике страны достаточно высокие показатели риска, и для инвесторов, решающих вопрос о размещении капитала в какой-либо стране, перспектива политической стабильности, способствующей экономическому росту, может стать решающим фактором принятия инвестиционного решения.

Политический риск определяется политической ситуацией в стране и деятельностью государства. К нему можно отнести: • невозможность ведения производственной деятельности по причине военных действий, революций, обострения внутриполитической ситуации и т.п.; • введение моратория на внешние платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств; • неблагоприятные нововведения в системе налогообложения страны; • запрет или ограничение конверсии национальной валюты в валюту платежа.

Как известно, специфика деятельности предприятия предполагает специфический набор рисков, сопутствующих его деятельности.

Тем не менее, политическая ситуация — элемент макроэкономической среды бизнеса, влияние которого на эффективность работы организации исключить нельзя. Анализируя характер политической ситуации в стране, необходимо выделить отдельные группы факторов и их составляющие согласно схеме, приведенной на рис. 1. Рис. 1. Классификационная схема факторов политического риска Первая группа факторов — факторы прямого воздействия — это те условия функционирования субъектов экономики, которые непосредственно определяют возможность эффективного развития предпринимательства.

Например, во всех развитых странах законодательство устанавливает предельные ставки налогов на доходы предприятий: в США они составляют 34%, в Англии — 35%, в Японии — 42%, во Франции -42%, в Швеции — 52%, в Германии — 53%. Общая сумма налогов для российских предприятий составляет, по различным оценкам, 70-90% от доходов. Последствия подобной налоговой политики — падение интереса к развитию производства, дисбаланс развития различных отраслей экономики (недостаточный рост промышленного производства, перелив капитала в сферу торговли и посредничества), постоянный рост процента укрытых от государства налоговых платежей (в настоящий момент зафиксирована величина 30-40% всех налогов).

Большое количество налогов — тяжелое бремя для любого предпринимателя, которое усугубляется, кроме того, общей нестабильностью налоговой политики: постоянные изменения, дополнения и поправки требуют постоянного мониторинга налогового законодательства со стороны предпринимателей. Другими словами, уровень предпринимательского риска увеличивают не только высокие налоги, но и нестабильность законодательства. В условиях рыночной экономики государство — это важный элемент, регулирующий взаимодействие покупателей и продавцов.

С другой стороны, законодательство характеризуется подвижностью, а иногда и неопределенностью, что проявляется в форме неожиданного изменения условий хозяйствования, создающих для предприятий определенную среду. Причем политические события не всегда означают для предприятий увеличение риска, часто нововведения в законодательстве — это дополнительный стимул для развития бизнеса.

Это означает, что при измерении политического риска необходимо учитывать как негативные, так и положительные изменения.

Тогда в финансовом анализе базовый риск является нейтральным, предполагающим положительные и отрицательные отклонения. Факторы косвенного воздействия обычно незаметно влияют на уровень риска, но их влияние может быть существенным, и предпринимателю необходимо учитывать это в процессе деятельности.

Таким образом, политические факторы несут в себе потенциальную угрозу экономической стабильности развития России: долгосрочные инвестиции, являющиеся необходимым условием экономического подъема, становятся затруднительными из-за высокого уровня риска, генерируемого политической средой. Особенно остро эта проблема стоит перед предприятиями малого бизнеса.

В средствах массовой информации постоянно звучит вопрос о необходимости развития малого и среднего бизнеса, тем не менее, проблема роста малого предпринимательства по существу не решена. К числу административных барьеров, увеличивающих политический риск и препятствующих развитию предприятий, можно отнести: • систему бухгалтерского учета; для сравнения, зарубежные представители малого бизнеса имеют право все реальные издержки автоматически относить на затраты, для российских предприятий существует сложная инструкция о перечне затрат; иностранная компания на этапе развития может не платить налогов на прибыль, в случае с нашей фирмой — упрощенная система налогообложения подходит в основном для торговых предприятий, инновационным организациям и производственным фирмам она практически недоступна; • документацию, необходимую для регистрации и начала ведения хозяйственной деятельности; часто процедура регистрации фирмы занимает около девяти месяцев, причем существуют значительные различия в зависимости не только региона, где происходит регистрация предприятия, но и в зависимость от района города.

Вследствие неорганизованности этого процесса происходит дублирование документов, соответственно, увеличивается временной интервал, необходимый для регистрации; • противоречия в законодательстве; противоречивость действующего законодательства и неоднозначность его толкования способны создавать непреодолимые трудности для осуществления хозяйственной деятельности; • проверки; налоговые и прочие проверки могут практически парализовать функционирование компании, потому что сотрудники вместо выполнения своих текущих заданий вынуждены полностью переключаться на работу с сотрудниками проверяющей организации; • коррупцию, которая, повышая затраты предпринимателя в непредсказуемой степени, делает бизнес нерентабельным. Опрос, проведенный компанией Mail.ru (количество проголосовавших — 6940 человек), позволяет оценить, какие административные барьеры являются наиболее серьезными с точки зрения развития малого предпринимательства.

□ Обременения под лозунгом «социальная ответственность» — 842 □ Сложившаяся система лицензирования — 1892 □ Сертификация — 592 □ Регистрация предприятий — 990 □ Инспекционные проверки — 2624 Рис.

2. Административные барьеры: данные опроса компании Mail.ru Эти и некоторые другие барьеры дестабилизируют развитие предпринимательства и определяют высокую степень рискованности вложений иностранного капитала в развитие российской экономики.

Инвестор, работающий в стране с нестабильной политико-экономической системой, потребует дополнительную премию за политический риск, увеличивая ставку дохода (процента), поэтому многие наукоемкие отрасли экономики, способные повлиять на рост внутреннего, валового продукта, не получают необходимой поддержки в виде «дешевых» инвестиций.

Литература 1. Райс Т., Колли Б. Финансовые инвестиции и риск. Киев: Торгово-издательское бюро ВНВ, 1995.

2. Теплова Т.В. Финансовые решения: стратегия и тактика.

/ Учебное пособие. М.: Магистр, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 12 38 27 14 9

Политические риски

представляют собой возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли организации, являющихся следствием государственной политики.

Возникновение политических рисков связано с возможными изменениями в курсе правительства государства, переменами в приоритетных направлениях его деятельности. Учет данного вида рисков особенно важен в странах с нестабильным законодательством, отсутствием традиций и культуры предпринимательства.

Политический риск с неизбежностью присущ предпринимательской деятельности, от него нельзя уйти, можно лишь верно оценить и учесть в процессе ведения бизнеса.

Попытки учитывать политический риск, вызываемый действиями отдельных государственных деятелей или правительств, предпринимались еще в XIX в. Например, известный банкир Ротшильд для успешного ведения дел организовал систему информации о политических событиях, которая позволяла ему получать сообщения о них на несколько дней раньше, чем правительству.

Понятие “политический риск” впервые появилось в лексиконе американских корпораций в 1959 г., после прихода к власти на Кубе Ф. Кастро. Одна из первых работ по этой проблеме — книга Ф.

Рута “Бизнес США за рубежом и политический риск”, где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах. О важности учета влияния политического риска на результаты деятельности фирмы говорит то, что для анализа и оценки политического риска создана мировая сеть специализированных аналитических центров как коммерческого, так и некоммерческого характера.

В развитых странах насчитывается свыше 500 подобных центров, основная часть которых находится в США.

Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политические риски, являются Центр стратегических и международных исследований в Джорджтаунском университете и Исследовательский центр международных изменений при Колумбийском университете (Нью-Йорк). можно подразделить на четыре основные группы: риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации; риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование местной валюты; риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент; риск военных действий и гражданских беспорядков.

Риск национализации на практике толкуется предпринимателями очень широко — от экспроприации до принудительного выкупа властями имущества компании или просто ограничения доступа инвесторов к управлению активами. При определении риска национализации сложность состоит в том, что в любой стране власти никогда не декларируют возможность экспроприации или национализации. Как следствие, ни в одном документе юридически точно не определяется, чем, например, отличается национализация от конфискации.

Риск трансферта связан с конвертацией местной валюты в иностранную. Примером может служить ситуация, когда предприятие работает рентабельно, получая прибыль в национальной валюте, но не в состоянии перевести ее в валюту инвестора, чтобы рассчитаться за кредит.

Причин может быть множество — например принудительно длинная очередь на конвертацию. Риск разрыва контракта предусматривает ситуации, когда не помогают ни предусмотренные в договоре штрафные санкции, ни арбитраж: контракт разрывается по не зависящим от партнера причинам, например в связи с изменением национального законодательства.

Последний из группы политических рисков — это риск военных действий и гражданских беспорядков, в результате которых фирмы могут понести большие потери и даже обанкротиться. По географической сфере воздействия политические риски условно можно также подразделить на национальные, региональные и мировые.

Под национальным политическим риском следует понимать нестабильность внутриполитической обстановки страны, оказывающую влияние на результаты предпринимательской деятельности, в связи с чем возрастает риск ухудшения финансового состояния фирм, вплоть до их банкротства. Особенно это сказывается на предприятиях различных форм малого бизнеса, поскольку напряженность политической ситуации в стране приводит к нарушению хозяйственных связей, что наиболее ощутимо отражается на деятельности небольших предприятий, ставит их на грань банкротства вследствие необеспеченности сырьем, материалами, оборудованием.

Региональные политические риски возникают вследствие нестабильности политической обстановки в определенном регионе, объединяющем группу стран.

В частности, это может быть вероятность потерь из-за военных действий в данном регионе, нерационального вмешательства в предпринимательскую деятельность региональных органов управления.

Учет мирового политического риска важен в предпринимательской деятельности как для фирм, имеющих выход на международный рынок, так и для фирм, имеющих зарубежных партнеров. На политические риски предприниматель не может оказывать непосредственного влияния, так как их возникновение не зависит от результатов его деятельности.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+