Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Налоговое право - Переработчики вторичного сырья освобождаются ли от ндс в 2021

Переработчики вторичного сырья освобождаются ли от ндс в 2021

Последние новости

10.07.2021 Неподалеку от «Грунт Эко» расположен аэродром «Жуковский», где в прошлом году из-за чаек вынужден был совершить аварийную посадку пассажирский лайнер.Предприятие «Грунт Эко» по переработке. 10.07.2021 Компания «Сахалинский промышленно-экологический комплекс» и Агентство по стратегическим проектам и государственно-частному партнерству в пятницу подписали концессионное соглашение, согласно которому в Южно-Сахалинске будет построена вторая.

10.07.2021 Алтайский край никак не может «вписаться» в нацпроект «Экология», чтобы провести рекультивацию неиспользуемых площадей полигона твердых бытовых отходов в Барнауле. В региональном ОФН бьют. 10.07.2021 Свердловская область активно включилась в реализацию федерального проекта

«Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»

, являющегося частью национального проекта «Экология». Об этом завил губернатор. 10.07.2021 Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области подготовили обращения к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину и председателю Госдумы Вячеславу Володину, в котором просят отнести сбор и.

О НАСnews.solidwaste.ru — актуальная и своевременная информация отрасли коммунальных и промышленных отходов.Свяжитесь с нами: МЫ В СОЦСЕТЯХ © 2017-2021 Твердые бытовые отходы

Расчетная ставка НДС 16,67 процента

Реализация предприятия в целом как имущественного комплекса НДС облагается стоимость активов, включенных в имущественный комплекс. Исключение – активы, реализация которых не признается объектом налогообложения или освобождена от налогообложения. Налоговую базу определяют отдельно по каждому виду активов ст.

158 НК Реализация иностранными организациями услуг в электронной форме Иностранная организация, которая оказывает услуги организациям и гражданам в электронной форме, должна встать на учет в налоговой инспекции (п. 4.6 ст. 83 НК). Такая обязанность возникает, например, если иностранная организация предоставляет доменные имена, разрешает использовать компьютерные программы (включая игры), размещает рекламу, оказывает услуги хостинга и т.

д. Иностранная организация обязана заплатить НДС со стоимости электронных услуг ст.

174.2 НК Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Читайте также

Сборщикам макулатуры возвращают НДС

Газета «Коммерсантъ» от 13.11.2018, стр.

2 Сегодня Госдума намерена рассмотреть во втором чтении поправки к Налоговому кодексу, в числе которых — введение так называемого реверсного НДС со сборщиков макулатуры. Таким способом депутаты и чиновники намерены пополнить бюджет.

Однако представители отрасли убеждены, что возвращение отмененного в 2016 году налога остановит ее рост, создаст дефицит макулатуры для переработки и в итоге, наоборот, сократит поступления в госказну.

«Макулатурная» поправка появилась уже ко второму чтению законопроекта №442400-7 о внесении многочисленных изменений в Налоговый кодекс РФ. Она предполагает возвращение с 2021 года НДС для сборщиков макулатуры. С июня 2016 года сделки по продаже бумажного вторсырья освобождены от этого налога — до конца 2018-го.

Основным аргументом этого налогового эксперимента была необходимость обеления отрасли сбора макулатуры, в том числе ликвидация мошеннических экспортных схем возврата НДС, объем которых достигал 20 млрд руб.

в год. Результаты действия моратория: по данным ФНС, сумма выплат НДС предприятиями—переработчиками макулатуры в 2017 году по сравнению с 2016-м увеличилась в 2,38 раза — с 3,8 млрд до 9 млрд руб., а его возмещение прекратилось. При этом объемы сбора макулатуры впервые за последние годы увеличились — на 7%, до 3,5 млн тонн. Представители отрасли сбора и переработки макулатуры просят не принимать поправки, обещая дальнейшее увеличение объемов сбора и переработки в ближайшие четыре года — до 4 млн тонн и увеличение платежей в бюджеты всех уровней, сказал “Ъ” глава Пермского ЦБК Андрей Гурьянов (предприятие входит в отраслевую ассоциацию «Лига переработчиков макулатуры»).

Его коллега, директор компании СОЭМЗ Денис Кондратьев говорит, что при возвращении НДС для поставщиков цена поставок заметно вырастет, а рост административной нагрузки на сборщиков может создать дефицит сырья для переработчиков.

Уже сейчас, по словам господина Кондратьева, установленные мощности отрасли (4 млн тонн, в 2021 году к ним добавится еще порядка 300 тыс.

тонн) превышают объемы сбора. Возвращение НДС, по мнению лиги, может вернуть сборщиков в тень и остановить рост отрасли.

С тем, что административная нагрузка вырастет, соглашаются и сборщики: представитель отраслевой ассоциации Алексей Недашковский сказал “Ъ”, что предприятия, «большинство из которых сейчас работают по «упрощенке», будут вынуждены кратно НДС увеличить «оборотку» и нанять новых бухгалтеров». Глава «Опоры России» Александр Калинин в письме (есть у “Ъ”) министру финансов Антону Силуанову призывает его создать рабочую группу для оценки результатов моратория.

В организации отмечают, что администрирование НДС налоговиками может сильно усложниться, так как контролировать 82 действующие перерабатывающие компании проще, чем тысячи маленьких сборщиков. В новой схеме возможность заявить НДС к вычету фактически отсутствует, а переход на реверсное взимание налога приведет к росту конечной цены продукции (упаковки) на 5–6%.

В ассоциации переработчиков макулатуры отмечают, что минимальные затраты сборщиков на обработку вторсырья — 1 тыс.

руб. за тонну, включая входящий НДС. В ситуации, когда конечная продукция сборщиков освобождена от НДС, заготовители не имеют оснований для выставления суммы уплаченного НДС в зачет.

При текущем объеме сбора макулатуры 3,5 млн тонн в год и планируемом росте ставки НДС до 20% к зачету будет выставлена сумма 700 млн руб. в год, и вероятные прямые потери федерального бюджета при введении реверсной схемы НДС в ассоциации оценивают в 1,4 млрд руб. в год. Отметим, что экономического обоснования возвращения НДС для сборщиков бумажного вторсырья в отрасли никто не видел — как и официальных результатов эксперимента.

В Минфине “Ъ” ситуацию прокомментировали так: «Льгота изначально была срочная, период ее действия истекает в этом году.

Разговоров о продлении льготы не было, поэтому это не могло стать для кого-то сюрпризом».

Алексей Шаповалов

Восстановление НДС.

В соответствии с НК РФ суммы принятого к вычету НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат восстановлению налогоплательщиком, в частности, в случае дальнейшего их использования для необлагаемой деятельности.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с данным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со НК РФ.

Переработчики макулатуры попросили отменить агентский НДС

Ученые и экологи предсказывают большие риски и непредвиденные последствия от решения Минфина РФ, закрепляющего систему уплаты агентского НДС на реализацию макулатуры.

Об этом говорится в заключениях, подготовленных экспертами МГУ им.

Ломоносова, РАНХиГС, Университета им. С. Ю. Витте и Высшей школы экономики. Фото: Михаил Мордасов/РИА Новости Представители отрасли заготовки и переработки макулатуры просят от правительства пересмотреть подход к налогообложению на операции, связанные с реализацией макулатуры. В ходе симпозиума, прошедшего в Московском университете имени С.
В ходе симпозиума, прошедшего в Московском университете имени С. Ю. Витте, представители бизнес-сообщества, эксперты и экологи утвердили резолюцию, в которой обратили внимание федеральных органов власти на риски и возможные последствия введения агентской системы НДС, инициированной Министерством финансов РФ.С 1 января 2021 года в отрасли заготовки и переработки макулатуры действует агентская система уплаты НДС, введенная законом № 424-ФЗ.

Эту налоговую систему в отрасли установили после того, как истек срок действия предыдущей: с 2016 по 2018 год отрасль была освобождена от НДС на операции по реализации макулатуры.Участники симпозиума констатировали, что за эти два года сегмент заготовки и переработки макулатуры демонстрировал исключительно высокие темпы роста. По словам замглавы ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Михаила Пенькова, в 2018 году объем переработки макулатуры в России увеличился на 19% по сравнению с 2016 годом.»На сегодняшний день в отрасли действуют свыше 80 предприятий, в ней задействованы более 35 тысяч человек, а годовой объем переработки макулатуры превышает три с половиной миллиона тонн», — подчеркнул эксперт.

По его словам, такое развитие отрасли стало возможным благодаря действовавшей ранее системе налогообложения: переработчики макулатуры называют ее «НДС Фокина», по имени депутата Госдумы Александра Фокина, инициировавшего принятие закона 174-ФЗ.Депутат убедил парламентариев в том, что, если крупные предприятия-переработчики макулатуры будут платить НДС за всю цепочку участников отрасли, включая сборщиков и заготовителей макулатуры, то бюджет от этого не потеряет ни копейки, а собираемость налога возрастет. По итогам двух лет действия пержней системы, Федеральная налоговая служба констатировала более чем двукратный рост объема уплаты НДС в отрасли, что обеспечивало бюджету страны дополнительные 5 млрд.

руб. ежегодно. Кроме того, инициатива повысила прозрачность отрасли и снизила расходы государства на налоговое администрирование.Введенный с 1 января текущего года механизм налогового регулирования отрасли сбора и переработки макулатуры автоматически превратил всех заготовителей макулатуры в налоговых агентов, которым необходимо срочно «включаться» в нюансы агентской системы НДС. Фактически каждый приемно-заготовительный пункт отныне должен нести расходы на профессионального бухгалтера.

«При этом новые обязанности налоговых агентов не компенсированы никакими выгодами и преимуществами, они влекут за собой только дополнительные расходы»

, — подчеркивает Пеньков.Кроме того, при агентской системе налогообложения в отрасли резко растет и объем администрирования НДС: «Если раньше у нас был один инспектор на одном перерабатывающем предприятии, то сейчас нужна масса инспекторов, чтобы контролировать каждый приемно-заготовительный пункт», — отмечает эксперт.Тем не менее, в Минфине и Госдуме стало превалировать мнение, что если распределить обязанности начислять и платить налог между всеми участниками цепочки поставок макулатуры, от заготовителей через оптовых продавцов и до переработчиков, то денег в бюджет поступит больше, чем при использовании прежней системы НДС.

Однако анализ различных схем начисления и уплаты НДС, проведенный ведущими научными и образовательными учреждениями страны, показал, что сумма поступлений в бюджет зависит только от объема реализации конечной продукции, при этом прошлые расчеты ннамного проще и эффективнее в администрировании и контроле.Закон 424-ФЗ, отменивший прежде действующий НДС и введший агентскую схему, был принят без необходимого финансово-экономического обоснования.

По неофициальным данным, полученным из Минфина, ведомство прорабатывало кейс, связанный с выпадающими доходами бюджета. На это же обстоятельство указывал первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Государственной думы Глеб Хор в своем ответе на антикоррупционное заключение по закону 424-ФЗ.Несмотря на то, что Федеральная налоговая служба в первый же год действия прежней НДС зафиксировал более чем двукратный рост поступлений НДС из отрасли заготовки и переработки макулатуры, Минфин и разработчики законопроекта продолжали искать причины выпадающих доходов — и, в конце концов, нашли, предположив, что на каком-то этапе движения макулатуры от источника образования до переработчика появляется некий полуфабрикат — уже не макулатура, но еще и не готовое изделие: не тарный картон, не облицовочный картон, не санитарно-гигиенические изделия, не упаковка из бумажного волокна и т. д. — облагаемый НДС. И, соответственно, у недобросовестных продавцов появляется возможность уклонения от уплаты налогов и иных неправомерных действий.Впоследствии выяснилось, что в роли этого полуфабриката выступает сортированная и кипованная макулатура.

То самое сырье, соответствующее ГОСТ 10700-97, которое заготовители продают переработчикам и которое, по закону 174-ФЗ, было освобождено от НДС.Целый ряд ученых и специалистов на симпозиуме выразили уверенность, что, если материал освобожден от обложения НДС, то возможностей уклонения от налога в данном случае быть не может. Перепродать освобожденный от обложения НДС материал, чтобы НДС на него возник, также невозможно.

В этом смысле разработчиков законопроекта из Минфина и комитета Госдумы по бюджету и налогам могли ввести в заблуждение, считают эксперты.Участники симпозиума констатировали в целом негативное влияние агентской системы уплаты НДС на реализацию макулатуры на развитие малого и индивидуального предпринимательства в отрасли. По словам первого замглавы «Лиги переработчиков макулатуры» Дениса Кондратьева, индивидуальные предприниматели пока не научились работать с агентским НДС, который справедливо называют самым сложным налогом.»Мы должны были развивать малый и средний бизнес, это фундамент прорыва.

Но на деле мы видим возвращение НДС в оборот макулатуры в виде агентской системы, что приведет к сокращению числа мелких компаний и индивидуальных предпринимателей в сегменте заготовки макулатуры.

В результате следует ожидать уменьшения объемов заготовки, которое повлечет за собой целую цепь негативных последствий», — отметил эксперт.О плачевных последствиях введения агентской системы НДС говорится и в заключениях, подготовленных накануне экспертами МГУ им. Ломоносова, РАНХиГС, Университета им.

С. Ю. Витте и Высшей школы экономики.Эксперты констатируют повышение привлекательности экспортных отгрузок макулатуры благодаря праву на возмещение НДС при экспорте. Это приведет к тому, что на переработку к российским предприятиям поступит еще меньше макулатуры.

Следующие звенья цепи, запущенной агентским НДС — уменьшение объемов сбора макулатуры, усиление конкуренции за меньшие объемы макулатуры, поступающие на рынок — и закономерное ее удорожание. Это поставит под удар все достижения отрасли за два года действия предыдущей системы применения НДС.Кроме экономических рисков снижения инвестиционной привлекательности отрасли сбора и переработки макулатуры, а также создания помех в реализации стратегических национальных проектов «Экология» и «Развитие малого и среднего бизнеса», участники симпозиума обратили внимание на специфику принятия закона 424-ФЗ, который ввел в отрасли агентскую систему НДС.Преподаватель РАНХиГС, куратор программы «Управление отходами производства и потребления», кандидат юридических наук Содном Будатаров напомнил, что введение агентского НДС для заготовителей и переработчиков макулатуры осуществлялось не отдельным законопроектом, а поправкой к законопроекту.

«Принятию законопроекта предшествует регламент Госдумы, Совета Федерации, правительства — и много других нормативных актов, которые определяют, как должен проходить законопроект. В случае с принятием закона № 424-ФЗ, этого не происходило, следовательно, может иметь место противоречие всем упомянутым регламентам», — отметил юрист.По словам Будатарова, есть все причины полагать, что Конституционный суд признает закон о введении в отрасль переработки макулатуры агентской системы НДС неконституционным, а следовательно — можно добиться его фундаментальной переработки.В резолюции симпозиума, направленной в федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ, общественные и научные объединения, участники мероприятия потребовали кардинально изменить агентскую систему налогообложения операций, связанных с реализацией макулатуры, вернуть доказавшую свою эффективность систему старую систему НДС, а также распространить ее на иные виды вторичных материальных ресурсов.

Деньги в баке

Минпромторг предлагает освободить от налога на добавленную стоимость (НДС) сделки с макулатурой, стеклом и текстилем, а также ввести налоговые льготы для предприятий, выпускающих продукцию с использованием вторичных ресурсов.

Об этом «РГ2 сообщили в министерстве. Предложения направлены в минприроды и в аппарат правительства.

Раздельный сбор мусора — первый шаг к полезному использованию отходов. Фото: Аркадий Колыбалов Кроме того, в Минпромторге считают, что для ускорения развития мощностей по использованию вторичного сырья необходим механизм, обеспечивающий рентабельность производственной модели с использованием вторичных ресурсов.

«Существующая система расширенной ответственности производителя (РОП) имеет потенциал к стимулированию развития мощностей по использованию вторичного сырья. Так, производители и импортеры товаров и упаковки для них обязаны обеспечить установленный норматив их утилизации или выплатить экологический сбор согласно установленным ставкам, — напоминают в министерстве.

— Таким образом, принцип РОП можно использовать в качестве стимула для развития мощностей по использованию вторичного сырья за счет увеличения ставок экосбора для повышения экономического интереса к процессу утилизации товаров и упаковки товаров.

Также для развития мощностей по использованию вторичного сырья необходимо установить рост норматива утилизации, прогнозируемый на длительный период (не менее 10 лет)».Основным стимулом в ускорении развития мощностей по использованию вторсырья станет введение на законодательном уровне регулирования обращения с вторичными ресурсами, полагают в министерстве.
Также для развития мощностей по использованию вторичного сырья необходимо установить рост норматива утилизации, прогнозируемый на длительный период (не менее 10 лет)».Основным стимулом в ускорении развития мощностей по использованию вторсырья станет введение на законодательном уровне регулирования обращения с вторичными ресурсами, полагают в министерстве.

Минпромторг доработал законопроект, предусматривающий вовлечение вторичных ресурсов в экономический оборот, минуя стадию отходов (поправки в закон «Об отходах производства и потребления»).

Документ закрепляет право компаний самостоятельно определять, к какой категории относить остаточные нецелевые вещества, материальные предметы: к вторичным ресурсам или к отходам. «При этом законопроектом предусматривается введение нормативов использования вторичных ресурсов при производстве промышленной продукции. Это позволит освободить производителей от исполнения обязанности по выполнению существующих нормативов утилизации в случае выполнения ими в учетном периоде нормативов использования вторичных ресурсов», — указывают в минпромторге.Таким образом, в законопроекте предусмотрено стимулирование производителей к вовлечению вторичных ресурсов в экономический оборот за счет использования уже существующего принципа РОП.

«Утилизировать надо все сто процентов отходов, вопрос в том, хватит ли мощностей. На сегодня имеющиеся мощности в среднем недозагружены, но если мы сделаем стопроцентную утилизацию, то есть мнение, что мощностей не хватит. Поэтому нам надо определиться со стартовыми условиями», — считает замминистра природных ресурсов и экологии России Владимир Логинов (цитата по ТАСС).

Поэтому нам надо определиться со стартовыми условиями», — считает замминистра природных ресурсов и экологии России Владимир Логинов (цитата по ТАСС).

Он считает, что норматив утилизации сегодня очень низкий: в среднем по номенклатуре товаров 15 процентов против заданного нацпроектом «Экология» показателя в 36 процентов к 2024 году.По мнению генерального директора AXE Machinery Сергея Яруллина, успеха не будет без внедрения концепции РОП. «В этом случае производитель или импортер отвечает за судьбу продукта в конце его жизненного цикла.

Также он обязан обеспечить правильную утилизацию упаковки своих товаров. Например, в Европе торговые сети обязаны обеспечивать сбор тары и упаковки в местах продажи.

В России у ретейла такой обязанности нет. Некоторые компании самостоятельно реализуют РОП», — добавляет он.Мусороперерабатывающая отрасль в России имеет колоссальный инвестиционный потенциал.

Например, в Польше сильно развито производство мебели для садов и парков из пластмассы.

Вместо того чтобы использовать пластик для изготовления упаковок и бутылок, из него делают более безопасные для здоровья людей предметы. Сломанная мебель, в свою очередь, может стать вторичным сырьем для садовых скамеек, ограждений, сайдинга, полагает эксперт по экологической безопасности ЦОК ЖКХ «ТехноПрогресс» Александр Добров.На рынке востребована переработка макулатуры или того же ПЭТ.

Большинство игроков рынка продают вторичное сырье на уже существующие предприятия или договариваются с теми, которые будут созданы. Когда количество сортировочных комплексов возрастет, объем сырья будет увеличиваться, и это будет интересно для участников рынка, уверен Сергей Яруллин: «Очень заинтересован в пластике Китай. Кроме этого, в России есть крупные игроки, которые делают из бутылок наполнитель для зимних курток — синтепон.

Также есть случаи, когда можно говорить о дефиците вторичного сырья.

Переработчики борются за поставщиков, не только предлагая высокие цены, но и заранее предоплачивая объемы. Некоторые готовы финансировать региональным операторам строительство сортировок под гарантии поступления сырья в оговоренном объеме».Пока что нехватка сырья для переработки является ключевым препятствием для развития рынка утилизации отходов, считает эксперт по ГЧП Проектного офиса развития Арктики Александр Воротников. По его словам, из-за отсутствия эффективной системы сбора мусора и недостатка сортировочных мощностей невозможно обеспечить стабильные объемы поставок, без которых нельзя наладить эффективный бизнес.

«Кроме того, до недавнего времени отсутствовали экономические и законодательные стимулы для повышения объемов вовлечения отходов в хозяйственный оборот, — добавил эксперт. При этом полезное использование отходов — по сути, единственное решение «мусорной проблемы», поскольку плоскостное размещение отходов как способ их оборота находится в критическом состоянии».Западный опыт показал, что необходимыми условиями для успеха «мусорной отрасли» являются жесткий государственный контроль и регулирование, а также абсолютная прозрачность всех данных для населения.

При этом очень важно, чтобы частные компании допускались к работе «только с вторичными ресурсами», то есть не с мусором, а извлеченными из мусора и сертифицированными (экологически безопасными) вторичными материалами, причем по льготным ценам, резюмирует доцент кафедры энергоэффективных и ресурсосберегающих промышленных технологий НИТУ «МИСиС» Павел Черноусов.

Экономика Отрасли Промышленность

Эксперты считают, что операции по реализации макулатуры должны быть освобождены от обложения НДС

  • Эксперты считают, что операции по реализации макулатуры.

6 сентября 2021 С начала 2021 года применяется механизм реверсивного обложения НДС в сфере реализации . Это означает, что по общему правилу определяет налоговую базу по НДС и уплачивает налог покупатель (получатель) товара как налоговый агент (). На год ранее, с января 2018 года, такой порядок уплаты НДС стал применяться в рамках оборота сырых шкур животных, металлолома и вторичного алюминия.

На рынке макулатуры реверсивный порядок уплаты НДС внедрили Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. № 424-ФЗ «». До этого, в период с 2016 года до конца 2018 года, операции по реализации макулатуры не подлежали налогообложению согласно Федеральному закону от 2 июня 2016 г.

№ 174-ФЗ «» (далее – Закон № 174-ФЗ), принятому прежде всего благодаря инициативе депутата, члена комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Александра Фокина. способствовал, как отметил депутат на состоявшемся вчера тематическом круглом столе в ОП РФ, эффективному развитию отрасли переработки макулатуры.

В период действия поправок, внесенных в законодательство указанным законом, началось строительство новых заводов по переработке, показатель экономического роста в отрасли достиг 12-15%. Позитивно Александр Фокин оценивает также от реализации макулатуры от обложения НДФЛ ().

По его мнению, такая льгота в совокупности с освобождением от обложения НДС могли бы стать «созидательной» базой для сферы переработки макулатуры.

БЛАНК (КНД 1151001)Возврат к реверсивной системе обложения НДС создал в отрасли, как отметил депутат, очень непростую ситуацию. У малого бизнеса, например, представители которого в основном заняты скупкой макулатуры, как правило, нет возможностей содержать бухгалтеров для исчисления НДС.

Заместитель генерального директора по развитию Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Михаил Пеньков подчеркнул, что макулатура является ценным ресурсом, с помощью которого может производиться широчайший ассортимент продукции. Эксперт полагает, что реверсивный механизм уплаты НДС является барьером, препятствующим повышению собираемости макулатуры, а также ведет к снижению объемов выпускаемой продукции и сокращению числа участников рынка, а, как следствие, к падению налоговых поступлений в бюджет. Директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов указал, что в 2018 году поступления от уплаты переработчиками макулатуры НДС составили 3,8 млрд руб.

После года действия , то есть по итогам 2017 года данный показатель составил уже 9 млрд руб., а в 2018 году – 9,5 млрд руб. Александр Фокин подтвердил, что такие данные ему по депутатскому запросу предоставила ФНС России.

Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «» предусмотрена реализация по поддержке малого и среднего бизнеса и индивидуального предпринимательства. Заместитель директора Института экологии НИУ ВШЭ, исполнительный директор НП «Технологическая платформа «Технологии экологического развития»», к. э. н. Наталья Поротникова отметила, что введение реверсивной системы обложения НДС не согласуется с целью указанного нацпроекта.

э. н. Наталья Поротникова отметила, что введение реверсивной системы обложения НДС не согласуется с целью указанного нацпроекта. Большинство «сборщиков» макулатуры – это ИП, применяющие УСН. Но даже несмотря на это они обязаны теперь исчислять и уплачивать НДС.

Эксперт уверена, что это спровоцирует массовый уход таких игроков с рынка, а ведь именно они предоставляют макулатуру перерабатывающим заводам.

В итоге, по словам Натальи Поротниковой, касающиеся реверсивного порядка уплаты НДС нововведения могут привести к нехватке сырья для производителей.

Так, по ее словам, в настоящее время для производства упаковки из гофрированного картона используется около 70% сырья, полученного из макулатуры. По мнению эксперта, следует операции по реализации макулатуры освободить от обложения НДС на постоянной основе. Заместитель генерального директора Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Денис Кондратьев подчеркнул, что освобождение от обложения НДС на рынке макулатуры может стать мерой, направленной на «торпедирование» различных нацпроектов, в том числе и проекта «».

«Такие отрасли как переработка макулатуры должны адресно поддерживаться государством»

, – полагает первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов.

В масштабах страны, как отметил эксперт, речь может идет о не очень больших налоговых поступлениях, но рынок переработки макулатуры необходимо развивать и с точки зрения его экологической значимости.

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , Источник: Документы по теме:

  1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «»
  2. Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 424-ФЗ «»
  3. Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 174-ФЗ «»

Читайте также: При этом доходы от реализации макулатуры будут признаваться доходами в рамках данного режима налогообложения. Напомним, что с 7 июня организации культуры и физкультурно-спортивные организации при проведении безналичных расчетов (кроме карточных) могут не использовать онлайн-кассы.

Иметь несколько юридических лиц на территории России не крупным предпринимателям опасно: могут признать номинальным директором с последующей блокировкой счетов всех юридических лиц, крупным уроном репутации компании и предвзятым отношением со стороны налоговых органов.

Так, ФНС России в одном из своих последних писем призвала свои подразделения обратить пристальное внимание на случаи дробления бизнеса.

Хотя официально термин «дробление бизнеса» в законодательстве не закреплен, фактически он означает регистрацию нескольких предприятий на свое имя или на имя родных и близких.

На примере конкретного решения арбитражного суда наш эксперт расскажет, как налоговикам удалось отстоять в суде доначисление налогов на сумму свыше 33 млн руб. Экспертное обсуждение проблем системы налогообложения и возможностей их разрешения состоялось в рамках X Гайдаровского форума. © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Обоснование позиции

Объектом налогообложения НДС признается реализация на территории РФ, в частности, товаров на возмездной и безвозмездной основе (пп.

1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Закрытый перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС, установлен п. 2 ст. 146 НК РФ.Операции по реализации отходов в п.

2 ст. 146 НК РФ и в п. 3 ст. 39 НК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ) не поименованы.Напомним, что реализацией для целей налогообложения признается передача права собственности на товары на возмездной или безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).При этом товаром является любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п.

3 ст. 38 НК РФ). В свою очередь, под имуществом понимаются, в частности, движимые вещи (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст.ст. 128, 130 ГК РФ), к которым можно отнести и отходы производства.То есть из прямого прочтения приведенных норм НК РФ можно сделать вывод, что передача права собственности на отходы производства для их утилизации признается объектом налогообложения НДС. Подтверждает данный вывод и упоминание некоторых отходов, реализация которых освобождена от налогообложения, в ст.

149 НК РФ, где поименованы операции, признаваемые объектом налогообложения, но не облагаемые НДС.Так, не облагается НДС:

  1. реализация лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа, промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы (пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ).
  2. реализация макулатуры — бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованных и вышедших из употребления бумаги, картона, типографских изделий, деловых бумаг, в том числе документов с истекшим сроком хранения (пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ);

Как видим, реализация, в частности, макулатуры и отходов драгметаллов хоть и являются объектом налогообложения, но законодатель установил освобождение этих операций от налогообложения.Кроме того, с 1 января 2018 года утратила силу норма пп.

25 п. 2 ст. 149 НК РФ (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ), в соответствии с которой не подлежали налогообложению операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов. При этом введена также норма п.

8 ст. 161 НК РФ (устанавливающая институт налогового агентировании при реализации лома и отходов черных и цветных металлов).То есть 01.01.2018 реализация лома и отходов черных и цветных металлов облагается НДС.

Только обязанность по уплате НДС с этой реализации возложена на покупателя этого лома и отходов.Таким образом, исходя из приведенных норм НК РФ, следует, что передача права собственности на отходы производства на возмездной или безвозмездной основе признается объектом налогообложения НДС.В то же время в постановлении АС Московского округа от 10.12.2014 N Ф05-14321/14 по делу N А41-59418/2013 суд указал, что передача налогоплательщиком готовой продукции (мясной) на утилизацию в связи с невозможностью её использования для реализации по истечении сроков годности не признается объектом налогообложения НДС. В данном случае налоговый орган настаивал на начислении НДС на безвозмездную передачу права собственности на упомянутые отходы.Схожий вывод суда представлен и в постановлении Шестнадцатого ААС от 23.08.2011 N 16АП-1963/11 (постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 07.12.2011 N Ф08-7540/11 по делу N А63-852/2011 оставлено без изменения), где суд указал, что в соответствии со ст. 146 НК РФ операции по передаче отходов на утилизацию не являются объектом налогообложения по НДС.

На этом основании налогоплательщику было отказано в принятии к вычету НДС по услугам утилизации.

В данном случае налоговый орган настаивал на том, что передача отходов на утилизацию объектом налогообложения НДС не является.Заметим, что каких-либо иных примеров судебной практики с аналогичной или противоположной позицией по заданному вопросу нам не встретилось. Поэтому в данном случае нельзя сказать, что по рассматриваемому вопросу сложилась обширная арбитражная практика с какой-либо устоявшейся позицией.

Поэтому в данном случае нельзя сказать, что по рассматриваемому вопросу сложилась обширная арбитражная практика с какой-либо устоявшейся позицией. Разъяснений уполномоченных органов по данному вопросу нам обнаружить не удалось.Поэтому в рассматриваемой ситуации организации необходимо принять самостоятельное решение, какой позицией руководствоваться.Рекомендуем организации также воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту своего учета за персональными письменными разъяснениями по указанному вопросу (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании пп.

3 п. 1 ст. 111 НК РФ.Если организация примет решение не облагать НДС операции по передаче отходов на утилизацию, то в качестве дополнительного косвенного аргумента в пользу этой позиции приведем следующий вывод Пленума ВАС РФ, изложенный в п.

12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, где сказано, что не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.Из чего можно сделать вывод, что товаром в целях НК РФ является имущество, предназначенное для реализации в собственном качестве (смотрите постановление Пятнадцатого ААС от 04.09.2015 N 15АП-4261/15).По нашему мнению, в собственном качестве как товар не могут реализовываться так называемые безвозвратные отходы, определение которым дано в п. 27 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденных ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 N АБ-21-Д).

К ним относят отходы, которые не могут быть использованы при данном состоянии техники, и технологические потери: угары, усушка, улетучивание и т. п. При этом безвозвратные отходы оценке не подлежат.На наш взгляд, к таковым можно отнести, например, разбитые ртутные лампы или что-то похожее.

Полагаем, что передача таких отходов на утилизацию не облагается НДС ввиду отсутствия возможности использования этих отходов каким-либо образом, кроме как обезвредить и захоронить (в собственном качестве как товар они не могут рассматриваться).Возвратными, используемыми в производстве, считаются отходы, которые могут быть потреблены самим предприятием для изготовления продукции основного или вспомогательного производства. Возвратными, не используемыми в производстве считаются отходы, которые могут быть потреблены самим предприятием лишь в качестве материалов или реализованы на сторону.В соответствии с п.

111 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, отходы, образующиеся в подразделениях организации, должны собираться в установленном порядке и сдаваться на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества.

Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т. п. (то есть по цене возможного использования или продажи).К возвратным отходам, на наш взгляд, могут относиться изделия из черных и цветных металлов, техника (в том числе компьютерная) и приборы, содержащие драгметаллы, макулатура и иные подобные вещи.По нашему мнению, возвратные отходы могут быть реализованы в качестве вторсырья, то есть товара в целях главы 21 НК РФ, так как эти отходы имеют хоть какие-то потребительские свойства.При продаже возвратных отходов налоговая база определяется исходя из договорной цены этих отходов без НДС (п.

1 ст. 154, абзац 3 п. 1, п. 3 ст. 105.3 НК РФ). При безвозмездной передаче возвратных отходов налоговая база определяется исходя из рыночных цен (цены возможной реализации) на эти отходы без НДС (п. 2 ст. 154, ст. 105.3 НК РФ).При этом как возмездная, так и безвозмездная передача макулатуры не облагается НДС на основании пп.

31 п. 2 ст. 149 НК РФ. Эта норма будет действовать до 31 декабря 2018 года включительно (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.06.2016 N 174-ФЗ).

Отказаться от освобождения таких операций от налогообложения налогоплательщик не может (п. 5 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина России от 04.10.2016 N 03-07-14/57637).Если продается или безвозмездно передается лом и отходы черных и цветных металлов организации или физическому лицу, являющемуся индивидуальным предпринимателем (ИП), то НДС по этой операции уплачивает покупатель (получатель) (п. 8 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 19.01.2018 N 03-07-11/2791).

Если покупателем или получателем является физическое лицо, не являющееся ИП, то организация самостоятельно должна исчислить и уплатить в бюджет НДС (п. 3.1 ст. 166 НК РФ). В отношении реализации (передачи) на утилизацию компьютерной техники отметим следующее.Поскольку практически вся оргтехника содержит в своем составе драгметаллы, то организации необходимо также учитывать положения Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон N 41-ФЗ).Организация обязана вести учет драгоценных металлов, содержащихся в оргтехнике, начиная от момента ее приобретения до момента списания и отражать эти данные во всех первичных документах, сопровождающих движение оргтехники, и карточках учета активов (п.п. 1.1, 2 ст. 20 Закона N 41-ФЗ, п.п.

2, 6, 9, 9.1 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731, п.п.

3, 5, 8, 11, 14, 22 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н.Если организация не занимается производством драгметаллов, не имеет возможности производить обработку (переработку) лома и отходов драгоценных металлов, то она обязана собранный лом и отходы драгоценных металлов направить в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализовать аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.Просто списать оргтехнику, содержащую драгоценные металлы, и отправить ее на полигон для хранения твердых бытовых отходов нельзя, предварительно надо извлечь из нее драгметаллы (п. 1.1 ст. 20 Закона N 41-ФЗ).Таким образом, организация может либо заключить договор со специализированными организациями на выполнение работ по обработке лома и отходов в виде оргтехники или ее запасных частей, содержащих драгметаллы, с последующим аффинажем драгоценных металлов и последующим оприходованием этих металлов к себе на учет (п.

3 ст. 20 Закона N 41-ФЗ), либо продать указанным специализированным организациям оргтехнику или ее отдельные запасные части, содержащие драгоценные металлы.Обратите внимание, что в Законе N 41-ФЗ не упомянута возможность безвозмездной передачи драгметаллов переработчику или аффинажной организации.Так или иначе, реализация или безвозмездная передача техники, содержащей драгметаллы, или ее запчастей, для целей извлечения драгметаллов не облагается НДС на основании пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ (более подробно о применении данной нормы смотрите в материале, представленном в конце ответа.Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Вахромова Наталья ИСТОЧНИК

  1. ТЕГИ

Предыдущая статьяСледующая статья — Реклама —

Продавец – организация, не являющаяся плательщиком НДС, либо .

Если макулатуру продает «спецрежимник» (организация или ИП, не являющиеся плательщиком НДС) либо плательщик НДС, освобожденный от обязанности налогоплательщика по ст. 145 и 145.1 НК РФ (здесь же могут быть плательщики ЕСХН, которые с 01.01.2019 уплачивают НДС, однако подошли по условиям и воспользовались освобождением по ст.

145 НК РФ), обязанностей налогового агента у покупателей не возникает. В таком случае продавец в договоре и первичном учетном документе сделает соответствующую запись или проставит отметку «Без налога (НДС)».

К сведению: Счет-фактуру лица, освобожденные от уплаты НДС, не составляют, такая обязанность возложена лишь на плательщиков данного налога (п.

3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.02.2018 № 03-07-11/12711).

При покупке металлолома у «физиков» (в силу п. 1 ст. 143 НК РФ они не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) покупатели макулатуры также не обязаны исчислять и уплачивать НДС. Сказанное подтверждает и Минфин в Письме от 28.11.2018 № 03-07-14/85863: в случае приобретения макулатуры у неплательщиков налога на добавленную стоимость, в том числе физических лиц, обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у покупателей макулатуры отсутствует.

Продавец – плательщик НДС

До 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, по которому реализация макулатуры освобождалась от обложения НДС.С названной даты норма утратила силу, вследствие чего реализация макулатуры (бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованной и вышедшей из употребления бумаги, картона, типографских изделия, деловой бумаги, в том числе документов с истекшим сроком хранения) попала в облагаемые НДС операции.

Однако продавец не исчисляет и не уплачивает налог в данном случае, эта обязанность возлагается на покупателя (получателя) макулатуры – налогового агента (абз. 2 п. 3.1 ст. 166, п. 8 ст. 161 НК РФ).К сведению:В целях применения п.

8 ст. 161 НК РФ получателями товаров являются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право собственности на товар, в том числе на безвозмездной основе.Порядок исчисления НДС налоговым агентом применяется при реализации макулатуры после 01.01.2019 вне зависимости от того, что этот товар приобретен до 01.01.2019 либо предварительная плата за него получена в 2018 году (Письмо Минфина России от 25.01.2019 № 03‑07‑11/3969).

Но исчислить и уплатить в бюджет налог покупатели обязаны только в случае приобретения ими макулатуры у продавцов – плательщиков НДС, которые сообщат о предстоящей «НДС-обязанности» покупателю путем выставления ему счета-фактуры, заполненного по‑особому. Как отмечается в абз. 2 п. 5 ст.

168 НК РФ, при реализации налогоплательщиков товаров, указанных в абз. 1 п. 8 ст. 161 НК РФ, а также при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок таких товаров он должен составить счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС.

При этом в таких счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах проставляется надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (Письмо Минфина России от 20.02.2019 № 03‑07‑14/10689).Обратите внимание:Соответствующая надпись делается в графе 7 счета-фактуры.

Графы 8 (сумма налога) и 9 (стоимость товара с налогом) не заполняются (Письмо ФНС России от 16.01.2018 № с тем в некоторых ситуациях (что следует из абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) продавцам макулатуры придется исчислить и уплатить НДС в бюджет. Такие случаи предусмотрены абз.

7 и 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также при реализации указанного товара «физикам», не являющимся ИП.К сведению:Вне зависимости от того, исчисляют НДС продавцы макулатуры самостоятельно (абз.

1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) либо «передают» эту обязанность покупателям – налоговым агентам, они (продавцы – плательщики НДС) вправе принимать к вычету суммы «входного» налога по приобретенным ими товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по реализации макулатуры, независимо от факта оплаты этих товаров (работ, услуг). Кроме того, необходимость вести раздельный учет при реализации такими налогоплательщиками макулатуры и осуществлении иной деятельности, подлежащей обложению НДС, исключается (письма Минфина России от 27.11.2018 № 03‑07‑14/85348, от 03.12.2018 № 03‑07‑11/87234).

* * *

Мы рассмотрели общий порядок исчисления НДС покупателями макулатуры – налоговыми агентами. К данной ситуации применимы разъяснения компетентных органов в отношении всех товаров, указанных в п.

8 ст. 161 НК РФ.Добавим несколько слов об уплате налога налоговыми агентами.

Порядок расчета суммы НДС, которую налоговый агент должен уплатить в бюджет по итогам квартала, установлен п. 4.1 ст. 173 НК РФ. Налог исчисляется совокупно в отношении всех товаров, перечисленных в п. 8 ст. 161 НК РФ, и в отношении всех операций за истекший налоговый период.

Общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ, увеличивается на восстановленные суммы на основании пп.

3, 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на суммы вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ, в части операций, осуществляемых названными налоговыми агентами.Что касается декларации по НДС, то в настоящее время в форму, формат и порядок ее заполнения внесены изменения.

Теперь для налоговых агентов, указанных в п.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+