Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Предпринимательское право - Особенности банкротства субъектов естественных монополий тэк

Особенности банкротства субъектов естественных монополий тэк

Банкротство предприятий ТЭК

— Особенности банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса: Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей.

Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество кредиторов первой и второй очереди. Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Рассмотрение дела о банкротстве субъектов естественных монополий. В случае, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, рассмотрение дела о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

Внешнее управление субъектом естественной монополии Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

Внешнее управление субъектом естественной монополии Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий. Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

При проведении процедур банкротства в качестве обязательного условия договора купли — продажи имущества должника — субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

Обязательными условиями договора купли — продажи имущества должника — субъекта естественной монополии являются: согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях; принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей; наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

При продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении субъектов естественной монополии, заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса. При расторжении договора покупателю имущества за счет средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку имущества и осуществление за истекший период инвестиций. При расторжении договора имущество подлежит передаче в федеральную собственность.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

Статья 9. Отзыв организации-должника на заявление о признании организации-должника банкротом

Помимо сведений, указанных в , в отзыве организации-должника должны содержаться сведения об исковых заявлениях организации-должника, поданных ею до принятия арбитражным судом заявления о признании организации-должника банкротом, о признании недействительным (недействительными) акта (актов) федерального органа исполнительной власти, акта (актов) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку газа, перекачку нефти при условии, что такие тарифы (цены) стали причиной неплатежеспособности организации-должника (часть в редакции, введенной в действие с 20 июля 2005 года .В отзыве организации-должника должны также указываться задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), снабжение которых топливно-энергетическими ресурсами не подлежит ограничению и (или) прекращению в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), которые финансируются из бюджетов всех уровней, а также задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), поставки продукции (товаров, услуг) которым осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Особенности банкротства естественных монополий

Российские физические и юридические лица банкротятся по правилам Гражданского кодекса и отдельного ФЗ «О несостоятельности» за номером 127.Банкротство субъектов естественных монополий выделено в отдельный параграф 6 Главы 9 127-ФЗ.

Особенностям признания таких компаний в части погашения долговых обязательств посвящены ст. 197-201 127-ФЗ. В частности, отличительные черты этапа внешнего управления приведены в ст. 200 127-ФЗ, конкурсного производства – в ст.201 127-ФЗ.Право на признание компании банкротом находится в исключительной компетенции .Для того чтобы к компании применялись требования параграфа 6 Главы 9 127-ФЗ, необходимо, чтобы она была признана арбитражным судом субъектом естественных монополий.

При отнесении компании к данному типу арбитражный суд руководствуется положениями ФЗ «О естественных монополиях» от 1995 года №147-ФЗ, а также сведениями из реестра субъектов естественных монополий от ФАС РФ.На основании ст. 3 ФЗ-147 «О естественных монополиях» под естественной монополией понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение текущего спроса со стороны покупателей более эффективно при отсутствии нормальной рыночной конкуренции из-за технологических особенностей производства.

Товары (работы и услуги) субъекта естественной монополии не подлежат замене, из-за чего спрос на данный товар в меньшей степени подвержен влиянию ценового фактора.За включение и исключение компаний-монополистов из реестра монополий отвечает ФАС. Организация-должник вправе обратится в для исключения сведений о себе из реестра.

Но это не гарантирует лишения ее статуса монополиста в суде: согласно сложившейся судебной практике, сам по себе факт отсутствия сведений об определенной организации в реестре не служит доказательством того, что компания не относится к субъектам монополий.На основании ст. 4 147-ФЗ сферами деятельности субъекта естественной монополии являются:

  1. водоотведение и пр.
  2. передача тепловой энергии;
  3. водоснабжение;

Субъект естественных монополий может заявить о своем при его соответствии ряду признаков.

Они отличаются от тех, которые применяются по отношению к иным юридическим лицам, заявляющим о своем банкротстве. В общем случае юрлицо может заявить о финансовой несостоятельности при задолженности в размере 500 тыс. р. и более, а также просрочке продолжительностью от 3 месяцев и более.На основании п.

2 ст. 197 127-ФЗ субъекты естественных монополий считаются неспособными погасить требования кредиторов при наличии задолженности по оплате:

  1. требований кредиторов в части денежных обязательств;
  2. обязательных платежей в виде налогов и сборов (перед ПФР, ФСС, ФНС).
  3. выходных пособий и зарплате для организации и бывших сотрудников;

Указанные требования по п. 3 ст. 197 127-ФЗ должны быть подтверждены отдельным исполнительным документом, который выдал суд, при этом судебным приставам не удалось погасить данные требования через процедуру по ст.

94 ФЗ «Об исполнительном производстве» и указанный факт нашел документальное закрепление.Таким образом, кредиторам по отношению к субъекту естественной монополии гораздо сложнее заявить о своих претензиях к должнику, чем в стандартном процессе банкротства. Связано это с тем, что на них накладывается обязанность предварительного прохождения процесса .

Кредиторы при этом должны придерживаться следующего порядка действий:

  • Только если по результатам исполнительного производства задолженность не удастся погасить, кредиторы вправе обратится в суд с заявлением о банкротстве.
  • В рамках исполнительного производства приставы обязаны заняться розыском и реализацией имущества компании.
  • Обратиться в суд для подтверждения своих требований и взыскания их в рамках исполнительного производства.
  • Передать в службу судебных приставов и дождаться начала исполнительного производства.

Для подтверждения факта недостаточности имущества кредитор должен приложить к соответствующий акт, выданный службой судебных приставов.Такой порядок действий ставит кредиторов компаний-монополистов в невыгодное положение: на процедуру исполнительного производства могут уйти годы, что снижает возможность возврата ими денежных средств.На основании п. 2, 3 ст. 197 127-ФЗ арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве при соответствии субъекта естественных монополий таким признакам, как:

  • Подтвержденные долговые обязательства в размере не менее 1 млн р.
  • Наличие непогашенной задолженности в течение 6 месяцев и более.

Другой важной особенностью банкротства естественных монополий является то, что в деле участвует федеральный орган исполнительной власти, который ответственен за политику субъекта монополии (на основании ст.

198 127-ФЗ). На сегодняшний день таким органом власти является .В п. 1 ст. 199 127-ФЗ указано, что дело о банкротстве может быть приостановлено арбитражным судом, если должник подал исковое заявление о признании недействительными нормативных актов об утверждении цен на товары и услуги, производимые монополией.

Статья 2.

Признаки банкротства

Организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования.

Особенности банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса.

Стр 45 из 96 Вступает в силу с 1 января 2005 года (пункт 1 статьи 231 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество кредиторов первой и второй очереди. Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Рассмотрение дела о банкротстве субъектов естественных монополий В случае, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, рассмотрение дела о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

Внешнее управление субъектом естественной монополии Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

При проведении процедур банкротства в качестве обязательного условия договора купли — продажи имущества должника — субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом. Обязательными условиями договора купли — продажи имущества должника — субъекта естественной монополии являются: согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях; принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей; наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

При продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении субъектов естественной монополии, заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса. При расторжении договора покупателю имущества за счет средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку имущества и осуществление за истекший период инвестиций.

При расторжении договора имущество подлежит передаче в федеральную собственность. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.45 : дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰). : Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.



Особенности банкротства субъектов естественных монополий ТЭК

61 Федеральным законом от 24 июня 1999 г.

N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»*(521) (далее — Закон N 122-ФЗ) установлены особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий ТЭК, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электро- и теплоэнергии (далее — организация-должник), и проведения процедур их банкротства.

N 122-ФЗ

«Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»

*(521) (далее — Закон N 122-ФЗ) установлены особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий ТЭК, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электро- и теплоэнергии (далее — организация-должник), и проведения процедур их банкротства. Данный Закон применяется также при признании несостоятельными и проведении процедур банкротства организаций ТЭК, основная деятельность (т.е.

деятельность, при осуществлении которой сумма выручки от реализации составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки от реализации) которых связана с производством электро- и теплоэнергии, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основании иного права имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса (далее — ЕПТК).

Нельзя признать несостоятельными атомные электростанции. Организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если они не исполнены должником в течение 6 месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества должника, в том числе права требования.

Помимо случаев, указанных в ст. 9 общего Закона о банкротстве, руководитель организации-должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением, если на основании решения суда обращено взыскание на имущество, входящее в состав ЕПТК, в течение десяти дней с момента получения должником данного решения.

ЕПТК организации-должника состоит из недвижимого и иного имущества, используемого для основной производственной деятельности должника и обеспечивающего непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. N 814 утвержден перечень видов имущества, входящего в состав ЕПТК организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии ТЭК*(522).

Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, имеющее опыт работы в вышеназванных организациях ТЭК. Управляющий действует на основании аттестата, выданного Минэнерго РФ в соответствии с приказом от 15 ноября 2001 г. N 320*(523). Заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 50 тыс.
N 320*(523). Заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 50 тыс. МРОТ и указанные требования не погашены в течение 6 месяцев.

К заявлению кредитора должны быть приложены решение суда, подтверждающее обоснованность его требований, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, документы с исполнительной надписью нотариуса. Лицами, участвующими в деле о банкротстве, признаются также орган управления ТЭК, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления по месту нахождения организации-должника. Определенную специфику по Закону N 122-ФЗ имеют и процедуры банкротства.

Так, решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании организации-должника банкротом и об открытии конкурсного производства считается принятым первым собранием кредиторов, в случае если за него подано не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов кредиторов. Помимо случаев, предусмотренных общим Законом, арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления в случае наличия ходатайства органа управления ТЭК, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления. Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен арбитражным судом на основании ходатайства внешнего управляющего, вышеназванных органов, организации-должника, собрания кредиторов до пяти лет.

В этом случае должник приступает к расчетам с кредиторами через 12 месяцев с момента продления срока внешнего управления.

Меры по восстановлению платежеспособности организации-должника, указанные в общем Законе, применяются со следующими особенностями: — продажа имущества (части имущества), входящего в состав ЕПТК организации-должника, не допускается; — уступка прав требования должника может быть осуществлена, в том числе по договорам энергоснабжения, поставки газа, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов и договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов, в части прав требований оплаты отпущенной потребителям электро- и теплоэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов; — перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием ЕПТК, не допускается; — иные меры по восстановлению платежеспособности должника могут применяться, если их применение не противоречит условиям безопасного функционирования ЕПТК (ст.

19 Закона). Продажа имущества организации-должника, входящего в состав ЕПТК, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса.

Оно выставляется на торги единым лотом.

Обязательными условиями участия в конкурсе являются: — согласие покупателя принять на себя обязательства организации-должника по договорам энергоснабжения, поставки газа, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов, договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов; — обеспечение сохранения ЕПТК в соответствии с его целевым назначением; — наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, предусмотренного Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Положения параграфа 6 главы IX Закона 2002 г., посвященные банкротству субъектов естественных монополий, вступят в силу с 1 июля 2009 г.*(524) С этого момента утрачивает силу Федеральный закон от 24 июня 1999 г.

N 122-ФЗ

«Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»

. 61 Читайте также:Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация.: При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней.

Федеральный закон от 24.06.1999 N 122-ФЗ (ред.

от 08.11.2007) «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»

В соответствии со Федерального закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» Правительство Российской Федерации постановляет:1.

Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации определить перечни видов имущества, которое входит в состав единых производственно-технологических комплексов организаций, являющихся субъектами естественных монополий топливно-энергетического комплекса, используется для осуществления основной производственной деятельности организации-должника и обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. В целях реализации Федерального от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ

«Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст.

3179; 2005, N 30 (ч. I), ст. 3099) и во исполнение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. N 814 «О перечне видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст.
N 814

«О перечне видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст.

4626; 2006, N 21, ст. 2265) приказываю: 22. Если по результатам оценки возможных последствий обращения взыскания на имущество организации — должника установлено, что необходимо осуществление действий по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании такой организации банкротом, однако предусмотренные настоящего Положения условия для совершения территориальным органом указанных действий отсутствуют, территориальный орган направляет организации — должнику одновременно с соответствующим уведомлением настоящего Положения) заключение, составленное по результатам оценки возможных последствий обращения взыскания на имущество этой организации, и информирует руководителя организации — должника о необходимости исполнения обязанности, предусмотренной Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и (или) Федерального закона от 24.06.99 N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно — энергетического комплекса» (Собрание законодательства РФ, 1999, N 26, ст. 3179), и о последствиях ее неисполнения.

Статья 6. Подведомственность дел о банкротстве

Заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее пятидесяти тысяч минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение шести месяцев.К заявлению кредитора о признании организации-должника банкротом должны быть приложены решение суда, подтверждающее обоснованность требований кредитора, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, документы с исполнительной надписью нотариуса.

Особенности банкротства субъектов естественных монополий

В данной статье автор анализирует правовые аспекты процедуры банкротства, применяемой к субъектам естественных монополий. Отдельно рассматриваются особенности отнесения должника к субъекту естественных монополий, отличия в процессе возбуждения процедуры банкротства, специальные участники такого дела о банкротстве, а также возможность приостановления производства по делу.

Хотя банкротство предприятий коммунальной сферы случается относительно редко, для коммунальщиков и других субъектов естественной монополии высокая долговая нагрузка не является чем-то необычным.

Они не защищены от тех же рисков, с которыми сталкиваются другие компании в условиях экономической нестабильности. Так, согласно данным Верховного Суда Российской Федерации, в 2015 г.

было подано 52 заявления о признании субъектов естественной монополии банкротом, при этом всего в пяти случаях было принято решение о признании должника банкротом. Рост к 2014 г. составил 13 %. Статистика при этом не отражает сведения о введении процедуры наблюдения в отношении таких должников.

Общественная и социально-экономическая значимость деятельности субъектов, необходимость бесперебойного функционирования являются причинами, по которым регулирование процедуры банкротства для них выделено в отдельный параграф девятой главы Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Во многом положения указанного параграфа заимствованы из Федерального закона

«Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»

, который действовал с 2002 по 2009 г.

Особенности процедуры несостоятельности таких субъектов проявляются в (1) понятии должника в процедуре, (2) критериях для возбуждения процедуры, (3) участии органов исполнительной власти на правах лица, участвующего в деле, (4) оспаривании тарифа как основании для приостановления дела, (5) особенностях внешнего управления, (6) особенностях продажи имущества. Рассмотрим некоторые из них. Особенности отнесения должника к субъектам естественной монополии Закон о банкротстве понимает под субъектом естественной монополии организацию, осуществляющую производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. Это понятие почти идентично тому, что предусмотрено Федеральным законом от 17 августа 1995 г.

№ 147 ФЗ «О естественных монополиях». Отнесение той или иной организации к субъекту естественной монополии является прерогативой суда, который рассматривает поступившее заявление о банкротстве такого лица.

Наиболее достоверным свидетельством отнесения должника к субъекту естественной монополии является включение должника в реестр субъектов, который ведется Федеральной антимонопольной службой. Впрочем, в этом правиле могут быть исключения: утрата характеристик субъекта естественной монополии должником, который включен в такой реестр, должна означать невозможность применения соответствующих положений Закона о банкротстве, невзирая на наличие записи в реестре о таком должнике.

Закон также не содержит правила на случай, если должник, являющийся субъектом естественной монополии, в преддверии банкротства передал имущество, с помощью которого осуществлял регулируемую деятельность, третьему лицу.

Ведь долг перед кредиторами мог созреть, когда такой должник оказывал услуги в условиях естественной монополии, а производство по делу о банкротстве будет вестись уже в отношении обычного хозяйствующего субъекта.

Что должно происходить в случае, если в ходе производства по делу права должника на имущество, переданное должником, с помощью которого оказываются услуги в сфере естественной монополии, будут восстановлены?

По всей видимости, можно говорить о появлении оснований для пересмотра судебного акта о введении соответствующей процедуры либо о появлении оснований для непосредственного применения положений параграфа 6 главы 9 Закона о банкротстве к уже ведущимся процедурам.

Например, в ходе рассмотрения дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия (далее МУП) городского поселения Сергиев Посад «Теплосеть», после того как конкурсный управляющий добился возврата в конкурсную массу имущественного комплекса предприятия, с помощью которого оказывались услуги по теплоснабжению1, суд первой инстанции не стал давать оценку применимым нормам к возбужденному делу, невзирая на то, что МУП фактически вновь стал монополистом.

Факт невключения юридического лица в реестр субъектов естественной монополии сам по себе также не свидетельствует об отсутствии у должника статуса субъекта естественной монополии.

Для определения наличия либо отсутствия у должника статуса субъекта естественной монополии суду необходимо установить, осуществляет ли должник деятельность в условиях естественной монополии на момент введения процедуры банкротства.

При этом суд должен ориентироваться на признаки, которые установлены Законом о естественных монополиях. В частности, это осуществление деятельности в сфере, которая регулируется Законом о естественных монополиях: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение и проч. Например, оказание услуг по водоснабжению единственным предприятием в городе определенно является монопольным.

Сложнее ситуация, когда в городе имеется несколько таких предприятий. Очевидно, что не всякое осуществление таких услуг может происходить монопольно.

Суд должен исследовать долю рынка, занимаемую должником, является ли она доминирующей. В спорных ситуациях, когда доминирующее положение должника неочевидно, суду следует обращаться за содействием в антимонопольную службу. Особенности возбуждения дела о банкротстве До 2009 г.

в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом

«Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий»

применялись следующие критерии банкротства: организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования.

Эти условия были практически невыполнимыми, особенно с учетом того, что размер прав требований мог произвольно увеличиваться недобросовестным должником, действующим в сговоре с иными лицами. В настоящее время установлены следующие критерии для возбуждения процедуры: если требования кредиторов по денежным обязательствам составляют не менее чем один миллион рублей, и указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 13 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (п. 3 ст. 197 Закона о банкротстве).

В соответствии с указанными положениями в первую очередь производится взыскание движимого имущества, непосредственно не участвующего в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий; во вторую очередь — на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг; в третью очередь — на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг.

Судебная практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев отказом для возбуждения дела о банкротстве служит то, что кредиторы не представляют доказательств, подтверждающих обращение взыскания на имущество должника, за счет которого требования заявителя не были удовлетворены в полном объеме. Какие доказательства помимо исполнительного листа следует представлять кредиторам для того, чтобы обосновать соблюдение предусмотренного порядка? Это сведения об оценке имущества судебным приставом-исполнителем, подтверждающие, что стоимости имущества должника недостаточно для удовлетворения требований заявителя, а также то, что реализация судебным приставом-исполнителем не задействованных в производстве имущественных прав должника не позволит удовлетворить требования кредитора.

Это протоколы о признании торгов по реализации указанного имущества несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них. Кроме того, кредитор может представить постановление об окончании исполнительного производства в отношении должника в связи с невозможностью обращения взыскания на его имущество и о возвращении взыскателю исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу решений суда. Специальные участники дела о банкротстве Рассмотрение дела о банкротстве должника — субъекта естественной монополии имеет предусмотренные Законом особенности, в том числе в отношении круга лиц, участвующих в деле.

В силу статьи 198 Закона лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными Законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии. Уполномоченным органом, осуществляющим контроль и надзор за деятельностью естественных монополий, в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба.

Закон о банкротстве не содержит каких-либо особенностей в статусе указанного органа, кроме одной.

Так, пункт 2 статьи 201 Закона о банкротстве устанавливает, что при продаже непосредственно используемого монополистом имущества путем проведения конкурса антимонопольная служба заключает соглашение с покупателем об исполнении условий конкурса. В случае неисполнения покупателем имущества должника, положений указанного соглашения договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления антимонопольной службы.

Характерно, что в открытых базах отсутствуют свидетельства того, чтобы такие иски когда-либо рассматривались в судах. Более того, судебная практика отражает чрезвычайно низкую активность уполномоченных органов в деле о банкротстве таких должников. Наличие статьи 198 Закона о банкротстве зачастую используется недобросовестными должниками для обжалования возбуждения производства по делу в связи с непривлечением органов антимонопольной службы к участию в деле.

Между тем, если суд по своей инициативе не привлек антимонопольную службу к участию в деле при рассмотрении вопроса о введении в отношении должника процедуры наблюдения, это не может являться безусловным основанием для отмены судебных актов, поскольку служба может быть привлечена в дальнейшем по инициативе суда либо ходатайству лица, участвующего в деле. Закон о банкротстве предусматривает ограниченные права Российской Федерации и ее субъектов, а также права муниципальных образований в лице соответствующих уполномоченных органов на участие в деле о банкротстве.

Указанные лица вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект № 1007488_6

«О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

, который предусматривает возможность включения в состав лиц, участвующих в деле, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника.

По мнению авторов проекта, присутствие в делах о банкротстве только уполномоченного федерального органа не в полной мере способно отражать интересы представителей всех уровней региональной и местной власти, поскольку взаимодействие с налоговыми органами в данном вопросе не всегда эффективно, а иногда и ограничено законодательством (например, в части защиты персональных данных).

Приостановление производства по делу В соответствии со статьей 199 Закона о банкротстве в случае, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

Предусмотренный механизм задуман таким образом, чтобы должник, столкнувшийся с дефицитом денежных средств ввиду необоснованно низких тарифов на продаваемые им товары, мог приостановить процедуру банкротства на время оспаривания соответствующих актов в судах.

Тем самым должник, сохраняя преимущества, появляющиеся у него при возбуждении дела о банкротстве, включая мораторий на удовлетворение требований кредиторов, может продолжать оспаривать необоснованные тарифные решения, приобретая возможность на финансовое оздоровление через отмену незаконных тарифов и возмещение неучтенных в тарифе затрат. Примечательно, что судебная практика также не содержит примеров успешного обращения должников — субъектов естественной монополии за защитой в порядке, предусмотренном статьей 199 Закона о банкротстве. Статья опубликована на сайте журнала «Энергетика и право»: _____ 1Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 ноября 2014 г.

по делу № А4110304/10.

Статья 19.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+