Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Когда появились социальные права

Когда появились социальные права

Методические советы учителям

При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире. При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в . Используйте в работе таблицу , чтобы помочь учащимся запомнить материал.

#ADVERTISING_INSERT# Марианна Капущак Филолог, пишущий редактор, блогер Поделитесь в соц.сетях Сказать спасибо автору Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту Только зарегистрированные пользователи могут добавлять в избранное.

Право на образование

Право на образование имеет любой гражданин, не зависимо от национальности, вероисповедания, материального положения, начиная с дошкольного образования и заканчивая средним профессиональным.

Существует возможность и получить бесплатное высшее образование на конкурсной основе.Система образования в России постоянно совершенствуется и модернизируется с целью более полной реализации прав на образованиеВ сфере образования политика государства основана на принципах:

  1. плюрализм и свобода.
  2. единство образовательных стандартов с учетом национальных и региональных традиций;
  3. доступность образования;
  4. уважение прав человека;

Замечание 1 Плюрализм – это множество существующих позиций и не сводимых друг к другу форм знания.

Государство должно не только предоставить социальные блага, но и обеспечивать возможность их реализации для всех слоев населения независимо от их национальности, расовой принадлежности, религиозных предпочтений.Таким образом, социальные права являются важными инструментами для утверждения социальной справедливости и гуманизма, особенностью социальных прав является то, что они выступают гарантиями благоприятных условий для жизни человека.

Методы социального воздействия

Окружающее нас общество имеет право на здоровые реакции со стороны каждого гражданина.

Воздействовать на поведение, деятельность личности дают возможность комплекс мер. Их реализуют соответствующие социальные институты.

Рычаги воздействия бывают нескольких видов:

  1. через экономические стимулы;
  2. социально-психологической мотивацией.
  3. административным взаимодействием;

Семья является самым главным институтом формирующим гражданское сознание. Прививающее культурное воспитание. Дополнительными источниками, прививающими нормы, выступают образовательные учреждения, органы исполнительной власти, социальные комитеты.

Их задачами являются создания самостоятельного человека, способного отвечать за свои действия.

Как только человек считается способным войти во взрослую жизнь, социальное воздействие сводится к контролю над его деятельностью. Хотя формально индивидуум формирует сознание на протяжении всей жизни.

Поэтому всю деятельность социальных структур можно свести к задачам разграничения прав и обязанностей личности. Мотивация является одним из сильнейших рычагов воздействия. Осознавая все выгоды определенного поведения, активности, человек сознательно идет на выполнения всех договоров.

Чтобы мотивировать гражданина включаются административные рычаги влияния. Они могут иметь форму приказа, постановления. В некоторых случаях это премирование за отлично выполненный долг.

Средства наказания тоже являются административным проявлением. Таким образом, в отлаженной системе человек стремится к нормальному существованию благодаря грамотной мотивации.

Эволюция прав человека в советской и постсоветской России Текст научной статьи по специальности «Право»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УДК 342.7(47+57) А.

В. Стремоухое Эволюция прав человека в советской и постсоветской России На основе анализа норм Конституций СССР, РСФСР и Конституции РФ в статье прослеживается эволюция прав человека от их понимания как классового явления, установленного государством, и до признания их естественными, неотчуждаемыми, всеобщими и равными. Наглядно показано, что ни деление граждан на классы, ни диктатура пролетариата не гарантируют человеку пользование всеми правами. Based on the analysis of the norms of the constitutions of the USSR, the Russian Federation and the Constitution of the Russian Federation the article traces the evolution of human rights from their understanding of how class phenomenon, the State, and to recognize their natural, unalienable, universal and equal.

Illustrated that neither the Division of citizens into classes nor the dictatorship of the proletariat do not guarantee a person to the enjoyment of all rights.

Ключевые слова: эволюция, права человека, классовый подход, политические права, социально-экономические права, пользование правами, диктатура пролетариата, правовое государство, трудящиеся, рабочий класс. Key words: evolution, human rights, classism, political rights, economic and social rights, the enjoyment of rights, dictatorship of the proletariat, the rule of law, the workers, the working class.

Первые годы после победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г., сопровождавшиеся широковещательными заявлениями об установлении подлинной демократии, ознаменовались официальным провозглашением мира, свободы от эксплуатации человека человеком, прав трудящегося человека, принципа справедливости в отношениях собственности. Эволюция прав человека в Советской России и в СССР прослеживается по нормам советских конституций (Ф. М. Рудинский, 1991). © Стремоухов А.

В., 2017 Так, первая Конституция РСФСР 1918 г. в качестве ведущего раздела включала

«Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»

[21]. Ею устанавливались права на пользование землей, участие в выборах, участие в рабочем контроле; свободы совести, выражения мнений, собраний, митингов, шествий, союзов и др.

Права и свободы предоставлялись всем трудящимся, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности. Вместе с тем Конституция 1918 г. провозгласила политические права в полном объеме только для рабочего класса, значительно ограничив права крестьянства и полностью лишив прав свергнутые революцией классы.

Тем самым был сделан шаг назад по сравнению с принципом всеобщности прав, выдвинутых буржуазными революциями. Права и свободы индивида рассматривались не как естественные и неотчуждаемые, а как получаемые от государства и как отнимаемые им же у отдельных лиц или групп, если права

«используются в ущерб интересам социалистической революции»

(ст. 23). Классовый подход к пользованию правами следовал из стремления новой власти освободиться от контроля членов общества, имевших опыт участия в решении государственных дел.

Естественные и общепринятые права человека и гражданина не могли вписаться в главную концепцию революции — диктатуру пролетариата, опирающуюся на насилие и не связанную никакими законами [13, Т.

33, с. 87-90]. Диктатура пролетариата — это антипод правового государства, поскольку она отрицает юридическое равенство и, по выражению Ленина, «дает ряд изъятий из свободы» [13, Т. 41, с. 384] по отношению к лицам, принадлежащим к «чуждым классам».

Следуя ленинским идеям, Конституция определяла сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата, беспощадно подавляющего и уничтожающего противоположные классы и слои. По Конституции 1918 г. власть в стране принадлежала «всему рабочему населению» (ст.

10), т. е., как тогда было принято говорить, пролетариям в союзе с полупролетариями. Представители всех иных классов и социальных групп согласно ст. 23 лишались тех прав, которые могли быть использованы ими в ущерб интересам социалистической революции.

Конституционный перечень неограничиваемых прав и свобод не содержал права на стачки, на суд присяжных, а свобода совести, собраний, союзов ставились под жесткий контроль государства. И, тем не менее, в интересах всего народа и в первую очередь трудящихся масс, в период с октября 1917 до 1922-1924 гг.

происходило становление системы советских судов, провозглашался ряд важных существенно новых положений, таких как выборность всех судей, коллегиальность рассмотрения дел, обеспечение возможности каждому гражданину обращаться в суд за защитой своих прав и интересов.

В 20-е гг. появились на свет первые советские кодексы, возникли органы прокурорского надзора и адвокатуры. В системе народного комиссариата юстиции образовались специальные органы — бюро жалоб и заявлений, которые должны были противостоять бюрократическим извращениям в работе государственного аппарата. Одновременно в 1920-е гг. развернулась широкая репрессивная кампания против небольшевистских партий и чуждой советскому строю интеллигенции.

В 1922-1923 гг. более 300 «виднейших русских гуманитариев» были отправлены, по выражению А.

И. Солженицына, «на европейскую свалку» [19, с. 269]. Конституция СССР 1924 г. Конституция СССР была единогласно утверждена II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. не похожа на предшествующие и последующие советские Конституции. В ней мы не найдем характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления.

В ней мы не найдем характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления.

Основное внимание Конституция СССР 1924 г.

уделила факту конституционного закрепления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. была действующей по 1936 г. Конституция РСФСР 1925 г. утверждена на Всероссийском съезде Советов 11 мая 1925 г.

Она полностью соответствовала Конституции СССР, отражая республиканские особенности. В ней была опущена

«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»

, которая составляла первый раздел Конституции РСФСР 1918 г.

В ней также отсутствовала глава о правах человека и гражданина. Некоторые политические права граждан косвенно закреплялись в гл.

1 «Общие положения» посредством, к примеру, таких конструкций, как: «в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений.» (ст. 5),

«в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов.»

(ст.

6). А дальше следовали гарантии указанных свобод. Таким косвенным путём закреплялись также свобода союзов (ст.

7), доступ к знаниям (ст. 8), равенство прав граждан и право свободного пользования родным языком (ст. 13). Конституция РСФСР 1925 г.

закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями.

Таким образом, в новой Конституции не нашлось места нормам о естественных правах человека, таким, как право на жизнь, на личную свободу и неприкосновенность, на достоинство и др. Государство позиционировалось прямо противоположно распространенной в начале XX в.

концепции правового государства. Ему не вменялась обязанность охранять права человека, а также воздерживаться от вмешательства в его индивидуальную свободу.

На словах права были гарантированы, но на деле ни один индивид не мог требовать их от государства (М.В. Баглай, 2002). Большевистская концепция прав человека — плод классовой теории, она закабаляла человека, создавая иллюзию преодоления формальной буржуазной свободы. Последующий период, связанный с деятельностью И.

Рекомендуем прочесть:  Скрытая форма инфляции

В. Сталина, утвердил разрыв с демократическими идеями прав и свобод человека и гражданина и упрочение тоталитарных начал. Конституция СССР 1936 г. была принята 5 декабря 1936 г. на VIII Чрезвычайном съезде Советов СССР.

По мнению М. В. Баглая, она была очень демократической для своего времени. В ней разработчики показали знание принципа разделения властей, основанного на известной независимости парламента, правительства и суда друг от друга.

Конституция ушла от откровенной дискриминации в избирательных правах, провозгласив принцип равноправия всех граждан. Впервые в истории Советского государства в конституционном тексте говорилось о политических и личных правах и свободах, социально-экономических правах.

Но это была лишь бутафория, практически никаких улучшений в правовом статусе советского гражданина не произошло, этот гражданин, как был, так и остался фактически бесправным. В марте 1936 г., незадолго до принятия Конституции, И.

В. Сталин изложил собственное видение свободы при социализме, отвергая мысль, что социализм отрицает личную свободу: «Это общество мы построили не для ущемления личной свободы, свободы без кавычек. Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб.
Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе возможна настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода» [2, с.

18-19]. Именно этот взгляд Сталина и определил в Конституциях СССР 1936 г.

и РСФСР 1937 г. первое место, среди зафиксированных социально-экономических прав: на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на образование.

А что было в реальной жизни? Яркий пример: осуществление права граждан СССР на труд с гарантированной оплатой их труда (ст.

118 Конституции СССР) многие годы «обеспечивалось» колхозникам в виде начисления «трудодней», а не заработной платы. Конституция закрепляла также политические права и свободы (слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, на объединение, избирательные права).

Гарантии, как и в первой Конституции, свелись к типографиям, запасам бумаги, улицам и другим материальным условиям, которые в действительности ничего не могли гарантировать. Конституция закрепила неприкосновенность личности, жилища и тайны переписки, как бы гарантируя людям свободу от незаконных арестов, обысков, выемок, осмотров личной корреспонденции и иных мер.

Однако на практике это была формальная декларация, поскольку ни свободного правосудия, ни контроля над карательными органами в стране не существовало.

В политике и идеологии было общепринято считать, что по мере успехов в социалистическом строительстве классовая борьба обостряется, что ведет к ужесточению диктатуры пролетариата. На самом деле это вело к произволу и беззаконию.

Конституционные нововведения 1936 г. совпали по времени с чудовищными репрессиями против миллионов невинных людей, которые без суда и следствия лишались свободы, подвергались заключению в концлагеря, где их труд использовался в целях «социалистического строительства». Тысячи людей были расстреляны или погибли в лагерях.

Конституция РСФСР 1937 г. была утверждена XVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 г. Она была построена «в полном соответствии с Конституцией СССР». Глава XI «Основные права и обязанности граждан» дословно повторяла главу X Конституции СССР.

На самом деле, фактически отсутствовали даже элементарно необходимые юридические гарантии защиты человека и гражданина от произвола: незаконных арестов, внесудебных приговоров, объявления «врагом народа» и др. Репрессии и беззаконие продолжались и после 1945 г., после Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Особенно сильными они были в 1947 г. В это же время, при принятии в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека СССР воздержался.

Выступивший на Генеральной Ассамблее ООН А.

Я. Вышинский заявил, что через Декларацию избран

«путь абстрактный, усеянный цветами пышной фразеологии .»

и что «в СССР . уже осуществлено то, о чем в проекте Декларации говорится как о высоком идеале» [7, с. 370, 389]. 50-60-е гг. XX столетия, времена «хрущёвской оттепели», отмечены рядом прогрессивных тенденций в области развития прав и свобод граждан.

Был развенчан культ личности «вождя народов», началась массовая реабилитация невинно осужденных, упрочивались социально экономические права рабочих и служащих, изменялось правовое положение колхозников вследствие выдачи паспортов и др. Совершенствовались нормы, обеспечивающие права человека на неприкосновенность, на обжалование действий должностных лиц, на распоряжение личным имуществом, включая его завещание, на охрану авторства и др.

В 1966 г. СССР подписал два международных пакта о правах человека (ратифицированы в 1976 г.) и Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975). iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Конституция СССР 1977 г.

7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР единогласно утвердил Конституцию СССР.

Характеризуя отличительные особенности Конституции СССР 1977 г., следует указать, что она сохранила преемственность по отношению к ранее действовавшим советским конституциям.

Вместе с тем Конституция СССР 1977 г. существенно отличалась от предыдущих советских конституций, содержала много нового [16, с.

470-472]. Впервые в истории советских конституций в Основном законе 1977 г. прямо закреплялся принцип социалистической законности как один из основных принципов деятельности государства, его органов и должностных лиц (ст. 4), закреплялся также принцип «уважения прав человека и основных свобод», значительно расширялся правовой статус человека и гражданина.

Впервые закреплялись права на труд с возможностью выбора профессии, рода занятий и работы (ст. 40), на жилище (ст. 44), пользование достижениями культуры (ст. 46), участие в управлении государственными и общественными делами (ст.

48), свободу творчества (ст. 47), а также презумпция невиновности (ст. 160). Получили развитие права в сфере личной свободы индивида, включая неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, защиту чести и достоинства (ст.

54, 55, 56, 57) и др. Особенно важно отметить, что в Конституции СССР 1977 г. впервые предусматривалось право граждан обжаловать действия любых должностных лиц в суде (ст. 58). Правда, ни Конституция, ни последующее законодательство не устанавливали механизм осуществления этого права человека, что не могло не сказаться на реальности его реализации.
58). Правда, ни Конституция, ни последующее законодательство не устанавливали механизм осуществления этого права человека, что не могло не сказаться на реальности его реализации.

Конституция РСФСР 1978 г. была принята вскоре после принятия Конституции СССР. Произошло это на заседании Верховного Совета Россий- ской Федерации 12 апреля 1978 г.

Конституции РСФСР и автономных республик, входивших в её состав, полностью соответствовали Основному закону СССР, но учитывали особенности республик [12].

Глубокие перемены в общественном строе после 1985 г. в СССР и России, в особенности после провала августовского путча 1991 г.

и распада СССР, не могли не отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 г.

Она неоднократно и существенно менялась. Поправки 1989-1992 гг. внесённые в Конституцию, придали ей новые черты, в частности были провозглашены отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признаны идеологический плюрализм, концепция разделения властей.

В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.

[5]. В Декларации Россия впервые провозгласила права, свободы и обязанности человека в соответствии с международными стандартами. С её принятием в России начался период, в рамках которого произошел поворот правовой системы к признанию и гарантированию прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности. Эти права получили более глубокое развитие уже в новой Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила новую, по сравнению с предшествующими конституциями, концепцию прав человека и гражданина, согласно которой основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17), а гражданин — это человек, который состоит в устойчивой политико-правовой связи с государством, состоящей из взаимных прав и обязанностей.

В Конституции РФ впервые получил закрепление принцип главенства международного права в области прав человека (ч. 1 ст. 17), человек стал субъектом международного права.

Конституция РФ содержит новое для права России положение об отношении государства к человеку и гражданину.

Человек, его права и свободы были объявлены высшей ценностью.

Обязанность государства — признать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст.

2). Признание — это закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение — означает не только недопустимость государственным органами любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы человека, но и создание условий для их реализации людьми. Защита — это деятельность судебных и административных органов по восстановлению нарушенного (оспоренного) права человека [20, с. 581-612]. С учетом норм международно-правовых актов о правах человека гл.

2 Конституции РФ закрепляет большой круг прав и свобод человека и гражданина. Среди них право каждого на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно, свободно определять свою национальность и др. Утверждается равенство всех перед законом и судом.

Многие из вышеперечисленных прав являются новыми в российском законодательстве, их не было ни в бывших советских конституциях, ни в обновлённой Конституции РСФСР [14, с. 190]. В гл. 2 наряду с правами граждан впервые отдельно были закреплены конкретные права человека и категория «права человека». В Конституции РФ отсутствует классовый подход в определении прав человека и закреплён правовой статус именно человека.

Отличительными чертами действующей Конституции также является признание субъектом прав каждого конкретного человека, а не только коллективного субъекта; отказ от социалистического принципа приоритета государственных интересов над интересами человека. Консолидация советского и российского права с международным правом прав человека. Практика международного права прав человека приобрела огромное значение для российского права уже тогда, когда в конце 80-х годов, еще в бывшем СССР, нормы международного права, касающиеся прав человека, стали иметь преимущественную силу над нормами внутригосударственными.

Об этом было официально заявлено в письме министра иностранных дел СССР Генеральному секретарю ООН Пересу де Куэльяру 9 марта 1989 г. [8]. В нём последний официально уведомлялся о снятии оговорок СССР о непризнании обязательной юрисдикции Международного суда ООН, сделанных: по ст.

IX Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; ст. 22 Конвенции о политических правах женщин 1952 г.; ст.

22 Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г.; ст. 22 Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.; по пункту I ст.

30 Конвенции против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. [17]. К середине 1990 г. в советском законодательстве норма о примате международного права в защите прав человека стала уже практически обязательной. В принятом, к примеру, в мае 1990 г.

Законе «О гражданстве СССР» говорилось (ст.

51):

«Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора»

. Подписание бывшим Советским Союзом 15 января 1989 г.

Венского Итогового документа и официальное признание обязательной юрисдикции Международного суда для СССР и России конца 80 — начала 90-х гг. означало: необходимость пересмотра некоторых старых и выработки новых законов по обеспечению прав человека и гражданина; присоединение СССР к тем международным соглашениям, участником которых он еще не является; признание международных контрольных механизмов в области обеспечения и защиты прав человека в рамках ООН и общеевропейского процесса; необходимость издания нормативных актов по международным стандартам (свобода передвижения, право въезда и выезда, свобода ассоциаций и др.); обеспечение информированности граждан о правах человека, включая право лиц знать свои права и обязанности и поступать в соответствии с ними; создание условий для реализации права граждан на эффективные средства правовой защиты, в т.

ч. и международной (Б.Н. Топорнин, 1990).

Кроме того, в связи с обязательством СССР по Венскому Итоговому документу (п. п. 13. 1, 13. 2) [9, с. 10-11]. Верховный Совет СССР 5 июля 1991 г. принял постановления: О присоединении к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах; О признании компетенции Комитета по правам человека в соответствии со ст.

принял постановления: О присоединении к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах; О признании компетенции Комитета по правам человека в соответствии со ст. 41 Международного пакта о гражданских и политических правах; О признании компетенции Комитета по ликвидации расовой дискриминации и Комитета против пыток, а также о снятии оговорки в отношении ст. 20 и о признании компетенции Комитета против пыток в соответствии со ст.

21 и 22 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [6]. К декабрю 1991 г., когда СССР перестал существовать, он ратифицировал, присоединился, признал или снял оговорки практически со всех важнейших международных договоров, в той или иной степени защищающих права человека [3; 4]. А Российская Федерация как страна-преемница бывшего СССР признала все международные договоры в области правовой защиты прав чело- века, подписанные СССР.

В 1991 г. в России начался период, в рамках которого осуществлялся поворот к признанию и гарантированию человеку — гражданину Российской Федерации — международно-правовой защиты его прав и свобод [10]. 22 ноября 1991 г. ВС РСФСР была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина.

В ней провозглашалось:

«Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР»

(п. 2 ст. 1). 21 апреля 1992 г. Верховный Совет РСФСР заменил содержание разд.

2 «Государство и личность» действовавшей в то время Конституции РСФСР на положения Декларации прав и свобод человека и гражданина, придав тем самым международным нормам о правах человека конституционную силу. Итогом эволюции российского права стало принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации, которая окончательно закрепила создание и построение в России демократического и правового государства, где права человека являются высшей ценностью.

Список литературы 1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб.

-3-е изд., изм. и доп. — М., 2002. — С. 44. 2. Беседа товарища Сталина с председателем американского газетного объединения «Скрипс-Говард Ньюспейперс» г-ном Рой Говардом 1 марта 1936 г. — М., 1936. 3. Ведомости ВС СССР.

1989. № 9. Ст. 225; № 10. Ст. 69. 4. Ведомости съезда народных депутатов СССР и ВС СССР.

1990. № 27. Ст. 524; № 39. Ст. 773, 775; № 45. Ст. 955; № 47. Ст. 1004. 5. Ведомости съезда народных депутатов и ВС РСФСР.

1991. № 52. Ст. 1865. 6. Ведомости съезда народных депутатов СССР и ВС СССР.

1991. № 29. Ст. 842, 843, 844, 845. 7. Вышинский А. Я. Вопросы международного права и международной политики. — М., 1951. 8. Известия. 1989. 9 марта. 9. Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. — М., 1989. 10. Комментарий к Конституции Российской Федерации.
— М., 1989. 10. Комментарий к Конституции Российской Федерации.

— М., 1994. iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . 11. Конституционное право России. Основные законы, конституции и документы ХУШ-ХХ веков: хрестоматия) / сост.

А. П. Угроватов. — Новосибирск, 2000. 12. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики // Конституционное право России. Основные законы, конституции и документы ХУШ-ХХ веков: хрестоматия) / сост.

А. П. Угроватов. -Новосибирск, 2000.

— С. 556-586. 13. Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. — М.: Изд-во полит.

лит., 1981. — Т. 33. — С. 87-90; Т. 41. — С. 384. 14. Матузов Н. И., Малько А.

В. Теория государства и права: учеб. — М., 2003. 15. Международная защита прав и свобод: сб. док. — М., 1990. 16. Мулукаев Р.

С. Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (середина 60-х — середина 80-х годов) // История гос-ва и права России: учеб. / под ред. Ю. П. Титова. — М., 1999. 17. О снятии сделанных ранее оговорок СССР о непризнании обязательной юрисдикции Международного суда ООН по спорам о толковании и применении ряда международных договоров: указ Президиума ВС СССР от 10 февр.

1989 // Ведомости ВС СССР. — 1989. — № 11. — Ст. 79. 18. Рудинский Ф. М. Советские конституции: права человека и гражданина // Сов.

гос-во и право. — 1991. — № 9. 19. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ // Малое собр. соч. — М., 1992. — Т. 5. — Ч.

1. 20. Стремоухов А. В. Права человека: учеб.

— СПб.: Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2009. 21. СУ РСФСР. 1918. — № 51. — С. 582. 22. Топорнин Б.

Н. Декларация прав человека: Новые подходы // Права человека: проблемы и перспективы. — М., 1990. УДК 340.11 М. Г. Смирнова Принципы права как выражение социальных притязаний В статье исследуется юридическая природа принципов права в их взаимосвязи с социальными притязаниями.

Делается вывод, что принципы права как форма выражения социальных притязаний в настоящее время выполняют особо значимую миссию, выступая при этом важным регулятором общественных отношений. The article examines the legal nature of the principles of law in their relationship with social claims. It is concluded that the principles of law as a form of expression social of claims currently perform, a particularly meaningful mission, while acting as an important regulator of social relations.

Ключевые слова: принципы права, социальные притязания, эффективность правового регулирования. Key words: principles of law, social claims, efficiency of legal regulation.

С точки зрения интегративного подхода, под правом понимается комплекс взаимосвязанных механизмов, первым элементом которого выступают социальные притязания, естественные права человека, правовые принципы, выражающиеся в последующем в позитивном праве, а именно в нормах и принципах права. Затем нормы права и принципы права подлежат реализации и выражаются в правопорядке.

Право берет свое начало с социальных притязаний, придавая им юридическую форму и создавая правовые гарантии их реализации. Социальные притязания ориентируют мысль на «предправовые» процессы.

Права человека — результат выдвижения, отстаивания и закрепления в законодательстве социальных притязаний субъектов. Социальные притязания являются ближайшей основой права как юридического феномена.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+