Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Гражданское право - Как понять земли после разграничения государственной собственности на землю

Как понять земли после разграничения государственной собственности на землю

Как понять земли после разграничения государственной собственности на землю

Понятие федеральной собственности

Земли федеральной собственности – это участки, находящиеся в государственном владении наряду с региональными и муниципальными землями (п. 2 ст. 16 ЗК РФ).Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:

  1. В собственности коммерческих организаций и иных ;
  2. В собственности граждан – физических лиц.
  3. В муниципальной собственности;

Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.

Нужно ли разграничивать государственную собственность на землю?

Опубликовано 2005-06-14 22:41 пользователем Hrreader Максим Валерьевич Попов Заместитель начальника отдела по нормотворческой деятельности Центра Земельного Права, аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации В прошлом номере «БА» мы установили, что разграничение государственной собственности на землю, направленное на формирование права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки, представляет собой длительный и дорогостоящий процесс, чреватый множеством проблем.

Ниже мы попытаемся спрогнозировать некоторые последствия разграничения государственной собственности на землю, и, следовательно, выяснить необходимость и целесообразность проведения этого мероприятия. Итак, представим себе, что публичные образования приобрели право собственности на земельные участки, основанное на разграничении государственной собственности на землю. В этом случае возникнут множество проблем, некоторые из которых можно спрогнозировать уже сейчас.

Поэтому нелишним будет напомнить ряд принципиальных положений о праве собственности, закрепленные в Конституции и законодательстве РФ. Самостоятельность управления собственностью Возникновение права собственности одного публичного образования на большое количество таких особых объектов, как земельные участки, обуславливает необходимость управления ими.
Самостоятельность управления собственностью Возникновение права собственности одного публичного образования на большое количество таких особых объектов, как земельные участки, обуславливает необходимость управления ими. Под управлением собственностью следует понимать организационно-распорядительную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, т.е.

по реализации права собственности на земельные участки.

Например, чтобы реализовать право владения земельными участками, необходимо организовать их учет, право пользования земельными участками — проконтролировать выполнение обязательств по договорам аренды. Реализация права распоряжения земельными участками немыслима без подготовки проектов договоров, отвода земельных участков в натуре и т.д. В настоящее время, когда вся земля находится в неразграниченной государственной собственности и ведении органов местного самоуправления, эти действия выполняют территориальные органы Государственного комитета РФ по земельной политике, реализуя функции государственного управления земельными ресурсами.

Между тем, Конституция РФ закрепила принцип самостоятельности управления собственностью (п. «д» ст. 71, ч. 1 ст. 132 ), получивший развитие в действующем законодательстве (см., например, подп.

5 п. 3 ст. 15, п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28 августа 1995 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

, подп. «д» п. 2 ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Земельный кодекс Российской Федерации также придерживается принципа самостоятельности и обособленности друг от друга публичных образований: органы государственной власти Российской Федерации получат право управлять и распоряжаться землями, находящимися в федеральной собственности, органы государственной власти субъектов РФ – землями, находящимися в их собственности, а органы местного самоуправления – землями, находящимися в муниципальной собственности (абз.

7 п. 1 ст. 3, п. 3 ст. 43, п.

5 ст. 44, п. 1 ст. 53). Следовательно, после того, как Российская Федерация, каждый субъект Российской Федерации, каждое муниципальное образование станут собственниками земельных участков, им придется формировать собственные системы управления своей земельной собственностью: создавать новые специализированные органы и IT, обучать кадры. Учитывая бедственное состояние бюджетов подавляющего числа субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, представляется весьма сомнительной их способность обеспечить реализацию конституционного принципа самостоятельности управления собственностью. Кстати говоря, Земельный кодекс Российской Федерации должен вступить в силу с момента его официального опубликования, в том числе и новые положения об управлении и распоряжении земельной собственностью.

Естественно, что необходимые экономические и правовые условия не будут созданы, поэтому указанные нормы попросту не будут применяться, что создаст правовой вакуум и породит незаконную и противоречивую правоприменительную практику.

Распоряжение собственностью по своему усмотрению и свобода договора Данные положения, закрепленные в Гражданском кодексе РФ (ст.ст. 1, 209, 421 и др.), представляют собой основы гражданского законодательства. Их применение к праву собственности публичных образований на земельные участки в сочетании с российскими традициями абсолютизации права собственности также приведет к ряду негативных последствий.

Их применение к праву собственности публичных образований на земельные участки в сочетании с российскими традициями абсолютизации права собственности также приведет к ряду негативных последствий. Довольно высокая степень обособленности друг от друга муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и федерального центра еще более усилится, поскольку собственность на землю везде и всегда означала власть.

Иначе говоря, разграничение государственной собственности на землю в условиях слабости федеральной власти неминуемо подхлестнет центробежные процессы, причем не только на региональном, но и на местном уровне. Превратно понятая свобода договора приведет к бесконтрольной распродаже земельных участков.

Не напрасно, очевидно, муниципальная собственность на земельные участки видится многим как экономическая панацея. С другой стороны, возможны необоснованные ограничения прав граждан и юридических лиц на приобретение земельных участков.

Например, уже сегодня в Краснодарском крае не допускается продажа земельных участков юридическим лицам.

Передав земельные участки публичным образованиям бесплатно сегодня, завтра можно столкнуться с необходимостью выкупать их за плату. Предположим, что у Российской Федерации возникнет необходимость построить автомобильную или железную дорогу федерального значения. Сегодня пришлось бы изымать земельные участки и возмещать убытки только гражданам и юридическим лицам – собственникам земельных участков.

Однако после разграничения государственной собственности на землю платить придется также и субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, по территории которых будет проложена дорога. Естественно, что сроки и стоимость строительства многократно возрастут.

Могут возникнуть проблемы с развитием населенных пунктов. Допустим, что городу для застройки потребуются земельные участки, находящиеся за пределами городской черты. В настоящее время эта проблема решается довольно просто – путем переноса городской черты. Однако после разграничения государственной собственности на землю это будет не просто территория, а собственность другого муниципального образования (района или волости).
Однако после разграничения государственной собственности на землю это будет не просто территория, а собственность другого муниципального образования (района или волости). При этом возникнет вопрос, согласится ли район продать земельные участки городу, и если да, то по какой цене.

Несение собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Нельзя забывать, что собственность – не только благо, но и обязанность. Применительно к земельным отношениям этот принцип (ст.

210 Гражданского кодекса Российской Федерации) означает, прежде всего, необходимость охраны земель, т.е.

восстановления и повышения плодородия почв, защиты земель от водной и ветровой эрозии, рекультивации нарушенных земель и выполнения других мероприятий. В настоящее время, в соответствии со ст.

24 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 г.

«О плате за землю», на эти цели должны использоваться средства, поступившие от платы за землю (земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли). Однако в последние годы при утверждении федерального бюджета действие указанной статьи приостанавливается и средства от платы за землю направляются на другие цели.

Поэтому нет никакой уверенности и в том, что после разграничения государственной собственности на землю публичные образования будут направлять значительные денежные средства на охрану земель. В результате и без того катастрофичное состояние земель России еще более ухудшится. Итак, в настоящее время ни в нормативных правовых актах, ни в их проектах, ни в программных документах, ни в юридической литературе не определены даже самые общие черты права собственности публичных образований на земельные участки.

Разграничение государственной собственности на землю начинается в условиях, когда отсутствует ясное представление не только о решении, но и о существовании указанных проблем. Судя по высказываниям политиков, дебатам в Государственной Думе, публикациям в средствах массовой информации, главным вопросом земельных отношений, от решения которого зависят судьбы России, является купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения. Подобная экономическая, политическая и правовая близорукость приведет к развалу России, произволу на местах, экономической катастрофе, иным негативным последствиям как для публичных образований, так и для граждан и юридических лиц.

Безусловно, некоторые из выявленных выше проблем можно решить путем внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации.

Кроме того, можно было бы реализовать заложенную в Гражданском кодексе РФ возможность установления федеральным законом особенностей приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (п.

3 ст. 212). Таким федеральным законом должен стать Земельный кодекс Российской Федерации. Однако, во-первых, всеобъемлющее ограничение права собственности публичных образований на земельные участки превратит его в фикцию. Резонен вопрос, ради чего тогда затевается дорогостоящий и долговременный процесс разграничения государственной собственности на землю?

Цель не оправдает затраченных на ее достижение средств.

Во-вторых, судя по Земельному кодексу РФ, ожидать от отечественного законодателя высокого уровня юридической техники попросту не приходится. По сути, его нынешняя редакция ориентируется на прежний советский принцип исключительной государственной собственности на землю, современный гражданско-правовой подход к праву собственности публичных образований на земельные участки в Земельном кодексе РФ отсутствует.
По сути, его нынешняя редакция ориентируется на прежний советский принцип исключительной государственной собственности на землю, современный гражданско-правовой подход к праву собственности публичных образований на земельные участки в Земельном кодексе РФ отсутствует.

Например, в нем продолжает оставаться такой институт, как предоставление земельных участков.

Напомним, что в СССР единственным способом возникновения права землепользования граждан и организаций на земельные участки было их предоставление органами государственной власти. Между тем, когда публичные образования станут собственниками земельных участков наравне с гражданами и юридическими лицами, необходимость в сохранении такого института земельного права вызывает сомнение. Действительно, один гражданин не предоставляет другому земельный участок, а продает его.

Точно также и публичное образование должно будет не предоставлять земельный участок в собственность за плату, а продавать его, не предоставлять бесплатно, а дарить, не предоставлять на праве постоянного (бессрочного) пользования, а обременять свое право собственности. Это будет полностью соответствовать современным взглядам о юридическом существовании одного права собственности с единым, одинаковым для всех собственников набором правомочий, у которого могут быть лишь различные субъекты.

В-третьих, усложнение правового регулирования в условиях правового нигилизма, процветающего до сих пор в России, а также невысокой правовой культуры работников органов государственной власти и, в особенности, органов местного самоуправления, породит лишь неприменение или ненадлежащее применение соответствующих нормативных правовых актов.

Таким образом, в любом случае разграничение государственной собственности на землю и формирование на этой основе права собственности публичных образований на земельные участки приведет к проблемам, решение которых в настоящее время даже на законодательном уровне представляется маловероятным. Поэтому вместо того, чтобы создавать проблемы, а затем с успехом (?) их преодолевать, было бы правильно пойти другим путем, альтернативным разграничению государственной собственности на землю. Позиция автора по данному вопросу будет изложена в следующем номере «БА».

Оцените публикацию +1 0 -1

Условия распределения земель

В соответствии с положениями Земельного кодекса России, условиями отнесения тех или иных участков к собственности федеральных, региональных или муниципальных субъектов могут быть:

  1. расположение на соответствующих территориях зданий, которые принадлежат тем или иным структурам на праве собственности;
  2. предоставление участков конкретным органам власти, государственным или муниципальным предприятиям, НКО.

Кроме того, законодательством могут быть определены иные условия осуществления правоотношений, о которых идет речь.Следующий важнейший аспект реализации положений источников права, регулирующих то, как должна распределяться федеральная государственная собственность на землю, региональная или же муниципальная, — критерии отнесения территорий, собственно, к тем, что должны принадлежать к госструктурам, а также передающимся муниципалитетам.

Законодательное регулирование

  • Гражданский кодекс РФ,
  • Разграничение ее отнесено к общему ведению страны и ее субъектов. Издаваемые законопроекты и принимаемые на их основе нормативно-правовые акты вступать в противоречие с федеральным законодательством не должны (п.

    1 ст. 72).

  • Законы РФ. С принятием на рубеже веков Федерального закона «О разграничении земель…», собственно, процесс и начался. Только вот переход земель в собственность местных властей оказался делом довольно продолжительным.

    И уже после 2006 года на смену этому законодательному акту пришли новые, которыми как раз был внедрен новый порядок для прохождения разграничения государственных земельных владений:

  • Лишить любого имущества возможно, лишь имея на то решение суда. Может быть произведено и принудительное отчуждение, но только при условии, что и гражданским, и юридическим владельцам наделов предварительно произведено равноценное возмещение.
  • Конституция РФ.

    Некоторые из положений Основного Закона страны содержат кое-какие установления, относящиеся к госсобственности на землю:

  1. регулирующий право собственности;
  2. устанавливающий основания, что позволяют возникнуть обязанностям и возможностям, юридическому статусу лиц или общественных образований и правилам для госрегистрации;
  3. дающий определение объектов недвижимости.
  • Земельный кодекс РФ, где четко определены понятия государственной, региональной и муниципальной собственности. Именно его положения позволяют утверждать, что отсутствие правоудостоверяющего документа для государства – это не препятствие, чтобы распоряжаться этими землями. Но, как только у участка обозначены границы, он сформирован и на него зарегистрированы права, он перестает быть неразграниченным и становится чьей-то собственностью.

    В марте 2015 в ЗК РФ внесены очередные изменения, по которым распоряжаться неразграниченными землями муниципального (районного) уровня получили право городские и сельские поселения, а обратная передача полномочий не предусмотрена.

  • «О введении в действие ЗК РФ» (ФЗ №137), в нем определены признаки, по каким разграничиваются конкретные виды земельных участков.

    По этому закону муниципальные районы обрели возможность распоряжаться неразграниченной землей. Исключение составили лишь Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Отдельные предписания содержат иные ФЗ, правительственные постановления и другие нормативные акты. Так, например, в письме Минэкономразвития РФ от 08.10.2013 г.

содержатся рекомендации о том, как подготовить план межевания, а также, каким образом согласовывать границы надела. Важно! Участки, что заняты органами местного самоуправления и казенными заведениями, сельскохозяйственные территории – относят обычно к землям региональным.

А те, на которых выстроены знания администраций муниципалитетов – муниципальные.

Формирование участков

Однако так ли уж невозможно для частного лица или организации получить в собственность участок нераспределённой государственной земли?

На самом деле это вполне реально.

Для этого есть два пути:

  1. выполнить прирезку участка;
  2. провести формирование участка.

В первом случае речь идёт о том случае, когда в собственности имеется территория, которая соприкасается с границей государственных земель.

Распространённой является ситуация, когда собственник самовольно дополняет имеющуюся у него территорию дополнительным куском, нарезанным самостоятельно, без оформления, расположенным рядом с его участком. Несмотря на кажущуюся незаконность такого образа действий, российское законодательство в последние годы разрешило легализовать подобный захват земли. Эта процедура получила название прирезки.

Для того чтобы это сделать, хозяин участка должен сначала убедиться, что этот дополнительный кусок территории доступен, получить соответствующее разрешение муниципальных властей и провести кадастровую регистрацию этой земли. Последняя процедура стоит немало и проводится за его счёт. Характерной особенностью таких земель является относительно более дешёвая земля, чем в случае её прямой покупки.

Хотя может показаться, что такое разрешение более выгодно владельцам прилегающих участков, на самом деле обе стороны от этого выигрывают. Рекомендуем ознакомиться: Выгода хозяина понятна, а государство вовлекает территории в новых границах в хозяйственный оборот, что приводит к увеличению поступления налогов в казну. Когда говорится о формировании участка, речь идёт о другой ситуации.

В неразграниченной собственности на землю нет возможности оформить право собственности.

Это связано с тем, что для такого права нужен правоустанавливающий документ.

А получить его возможно только от законного собственника земли.

В рассматриваемом случае такого найти не получится.

Хотя понятно, что речь идёт о государственной земле, но нельзя определить, кто именно в государственной структуре обладает соответствующими правами собственника.

Ведь только последний может продать землю новому хозяину. Как же поступают в подобных ситуациях? Для этого могут передать соответствующий участок:

  1. в бессрочное пользование;
  2. в пожизненное владение с правом наследования.

При этом не происходит кадастрового оформления и регистрации прав собственности, потому, что таких прав у получателя участка нет.

Но передать в собственность землю при этом можно. Это делается посредством процедуры формирования участка. Сначала ведутся переговоры с представителями муниципальной власти.

После того как согласие получено, производится межевание и полное кадастровое оформление.

После того как все необходимые документы подготовлены, выполняется регистрация права собственности по вновь образованному участку. С момента проведения государственной регистрации право собственности является полностью подтверждённым.

Важно отметить, что в данном случае цена земли относительно невелика.

Обычно она составляет три процента от кадастровой стоимости этого участка.

Однако кадастровые процедуры — вещь довольно дорогая, а оплачивать их должен новый собственник.

Какая земля является федеральной собственностью

Во владении государства находятся участки, которые:

  1. отошли в соответствии с целевыми нормативными актами;
  2. полученные в процессе разграничения;
  3. приобретенные на законных основаниях.

В целях сохранения природных ресурсов и для обеспечения безопасности, безоговорочно к собственности федеральной причисляются:

  1. лесные и водные фонды (если там расположены объекты центрального подчинения);
  2. сельскохозяйственные угодья;
  3. территории необходимые для оборонных нужд и пр.

Также по умолчанию государству принадлежат те наделы, что так и не были переданы в собственность гражданам и организациям до начала, рассматриваемого в настоящей статье процесса.

До того момента пока разграничение не завершится, муниципальные власти имеют возможность распоряжается названными землями, если другое законами не предусмотрено. Правительство оставляет за собой право изымать при нужде любые другие участки. Вопросы управления землями передаются уполномоченным органам федеральной власти.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц.

сетях

© 2000-2021 Юридическая социальная сеть 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.

Москва Комсомольский пр., д. 7 Санкт-Петербург наб.

р. Фонтанки, д. 59 Екатеринбург: Нижний Новгород: Ростов-на-Дону: Казань: Челябинск: закрыть

Федеральный закон от 17 июля 2001 г.

N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»

Принят Государственной Думой 4 июля 2001 года Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность). Статья 1. Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон применяется в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами.

Статья 2. Возникновение права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю 1.

Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
2. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Статья 3. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав: земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения; земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации. Статья 4. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности 1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав: земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения; фонда перераспределения земель; земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Статья 5. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности 1.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав: земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения; земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности. 2. Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Порядок разграничения государственной собственности на землю Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке: специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации; сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 7. Разрешение споров о разграничении государственной собственности на землю 1.

Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур. 2. В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде.

Статья 8. Введение в действие настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования.

2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. 3. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие. Президент Российской Федерации В. ПУТИН

Неразграниченная собственность на землю что это

земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; (абзац введен Федеральным законом от 22.07.2010 N 168-ФЗ) иные предусмотренные федеральными земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ) иные предусмотренные федеральными земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли. 4. К собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

5. Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности. Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

  • собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).
  • федеральной собственности;

Объект права государственной собственности на землю:

  1. земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст.

    214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в качестве:

  • субъекта государственной власти, уста­навливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функ­ции, названные в ст. 9 и 10 Земельного кодекса;
  • собст­венника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники зе­мельных участков.

В соответствии со ст.

Разграничение собственности на землю. Муниципальная или неразграниченная

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТА ЗЕМЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ???

КРОМЕ КАК СПРОСИТЬ В АДМИНИСТРАЦИИ.СергейЗдравствуйте Сергей. Принцип определения в принципе прост, но идти в администрацию Вам все равно придется.

Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ(ред. от 03.07.2016)

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

(с изм.

и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)Статья 3.11. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ

«О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

, а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;(в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 91-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2010 N 168-ФЗ)иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.2.

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ)иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.4. К собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

Т.е. общий принцип, если участка нет, границы не установлены, на учет не поставлены, объектов недвижимости нет, то собственность не разграничена. А дальше все зависит от действующего законодательства, в том числе субъекта РФ в котором Вы намерены получить участок.

У нас есть масса земель, границы которых не определены, но при этом они являются государственной собственностью или муниципальной.

Это например земли лесного фонда или земли с водными объектами. ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСтатья 8.

Право собственности на лесные участки1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСтатья 71. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.Но так или иначе встречи с местной администрацией Вам скорее всего не миновать, вне зависимости от того разграничена собственность или нет, если иное не установлено законом субъекта РФ.

С 1 ЯНВАРЯ 2017 Г. ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОРЯДОК РАСПОРЯЖЕНИЯЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬНА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП»,Недвижимость и строительство)Информационное письмо N 581Материал подготовлен с использованием правовых актовпо состоянию на 10 октября 2016 годаЮридическая фирма Goltsblat BLP сообщает о вступлении в силу с 1 января 2017 г. ряда положений Федерального закона от 3 июля 2016 г.

N 334-ФЗ

«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(далее — Закон).Эти положения касаются органов власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.Напомним, что в настоящее время такими участками на территории городских и сельских поселений распоряжаются органы местного самоуправления указанных поселений при условии наличия на соответствующих территориях утвержденных правил землепользования и застройки (далее — ПЗЗ). В случае отсутствия ПЗЗ распоряжение осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (статья 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ

«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

).С 1 января 2017 г.

зависимость от наличия ПЗЗ исключается. Земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения, будут распоряжаться органы местного самоуправления данного поселения.

Напротив, если земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположены на территории сельского поселения, органы местного самоуправления данного поселения лишаются права распоряжения ими.

Эти полномочия будут принадлежать органам местного самоуправления муниципального района.В отношении городских округов изменений не произошло, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаются органы местного самоуправления этих округов.Следует отметить, что вне зависимости от упомянутых изменений у субъектов Российской Федерации остается возможность забрать у органов местного самоуправления на свой уровень полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (Федеральные законы от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ и от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ).

Государственный акт на право собственности на землю

Как и свидетельство о госрегистрации, рассмотренное в предыдущем пункте, государственный акт на право собственности на землю является правоудостоверяющим документом.

Отличие в том, что акт – документ старого образца. Согласно Федеральному закону № 137 «О введении в действие ЗК РФ» госакты, свидетельства и иные бумаги, подтверждающие права на земельные угодья, выданные гражданам и организациям до 1998 года, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Закон содержит полный перечень таких документов.

Среди них – государственный акт на право собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.92 № 177.

Следовательно, имеющийся на руках акт является самостотельным, достаточным и надлежащим правоподтверждающим документом.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+