Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Предпринимательское право - Административные барьеры препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства

Административные барьеры препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства

Виды

Каким бы то ни было образом подробно структурировать и классифицировать все возможные виды административных барьеров не представляется возможным, поскольку их существует огромное множество, и все они могут быть разнообразными в соответствии с конкретной ситуацией, в которой находится хозяйствующий субъект. В дальнейшем в статье будут указаны некоторые характерные черты для условных групп этих административных барьеров, и доступность услуг, связанных с данными регулирующими экономическими процедурами, также будет определена ниже.

Административные барьеры на пути развития предпринимательства: институциональный и правоприменительный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 26 (164). Экономика. Вып.

22. С. 5-9. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ И. В. Князева административные барьеры на пути развития ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ Исследуются виды административных барьеров, их влияние на развитие предпринимательства, спектр норм конкурентного права, направленных на поддержание конкуренции и снижение административных барьеров, основные тенденции в области нарушения конкуренции со стороны органов власти, структура рассмотренных заявлений в отношении антиконкурентных действий органов власти. Ключевые слова: административные барьеры, ограничение, предпринимательство, антиконкурентные акты и действия, органы власти, защита конкуренции, структура заявлений.

Активное развитие предпринимательских инициатив, достижение конкурентных преимуществ — это результат влияния многих факторов: эффективная управленческая деятельность, предпринимательское чутье, разработанный и внедренный в бизнес инновационный продукт, рациональная финансовая политика, грамотная маркетинговая стратегия. Однако перед бизнесом нередко возникают административные и экономические, технологические и организационные барьеры, преодоление которых во многом позволяет обеспечить конкурентное превосходство. Условно барьеры входа на рынок подразделяют на барьеры чистого преимущества и стратегические барьеры.

Стратегические барьеры — это в своей основе барьеры рыночного характера; барьеры чистого преимущества — факторы, которые дают действующим на определенном рынке предпринимательским субъектам конкурентное преимущество, не обусловленное высоким уровнем эффективности или качеством товара. Наиболее известными в этой области являются административные барьеры.

Большая часть таких барьеров облечена в правила (стандарты здравоохранения и безопасности) и не направлена на ограничение конкуренции, но может, тем не менее, служить существенным препятствием для входа на рынок.

Даже правила, введенные в целях безопасности и защиты потребителей, могут при несправедливом их применении со стороны органов власти привести к ограничению конкуренции. Эта проблема особенно актуальна в России, так как лицензии предоставляются нередко без объективной оцен- ки рыночной ситуации или технологических возможностей заявителя, а размеры арендной платы за предоставленное в пользование муниципальное имущество нередко вводятся произвольно или по принципу селективной защиты интересов отдельных хозяйствующих субъектов [1]. Административное регулирование условий обращения продуктов или услуг, цен или тарифов — нередкое явление со стороны муниципальных органов власти, нарушающее конкурентные условия локального рынка.

Если цены на определенном рынке регулируются или контролируются, то как результат наблюдается сдерживание появления новых рыночных субъектов.

Государственные и муниципальные кредиты, дотации, бюджетные и внебюджетные субсидии, различного рода преференции остаются барьером для входа на рынок предприятий малого бизнеса. Необходимость осуществления государственной регулятивной функции в определенных сферах экономического развития общества неоспорима. В современных кризисных условиях проводится широкий спектр мероприятий государственной поддержки банкам, системообразующим промышленным предприятиям.

Принят ряд существенных мер институционального характера, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Однако, определяя роль государства и условия развития рыночных отношений, необходимо учитывать и важнейшую особенность рынка — его способность к саморегулированию.

Исторически в России сложилась ситуация активного вмешательства органов власти в коммерческую деятельность субъектов предпринимательства. Органы исполнительной власти и местного самоуправления не всегда могут найти адекватные рыночной экономике пути взаимоотношений с предпринимательскими структурами.

Административные барьеры нередко приобретают формат коррупционных действий в виде принятия подзаконных актов, касающихся вопросов лицензирования, квотирования; усложняется порядок регистрации предприятий, создаются препятствия в отведении земельных участков, предоставлении в аренду производственных и служебных помещений, продлении договоров, проведении процедур государственных и муниципальных закупок. Полномочия органов власти, ставящие в зависимость от них действующие на рынке предприятия, и практика использования некоторыми хозяйствующими субъектами властно-коррумпированного патронажа до настоящего времени не изжита.

Потребность в административном регулировании коммерческой деятельности субъектов и самой структуры рынка предполагается нейтрализовать через систему сдержек и противовесов в виде законодательно закрепленных норм. Учитывая особую значимость защиты конкуренции на современном этапе развития экономики России, Федеральный закон № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон) предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, недопущении со стороны органов власти действий, предоставляющих приоритетные условия функционирования отдельным субъектам рынка и устанавливающих барьеры для других [2].

Важными чертами российской модели антимонопольного регулирования являются запреты на осуществление антиконкурентных действий (бездействий) органами власти: — запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих указанные функции, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (далее — органы власти); — запрет нарушения антимонопольных требований к торгам; — требования соблюдения установленного порядка предоставления государственной или муниципальной помощи; — требования конкурсного отбора финансовых организаций.

В главе 3 (ст. 15 и 16) установлен перечень запретов, касающихся актов, действий, соглашений и согласованных действий вышеперечисленных органов власти.

Устанавливаются определенные правила деятельности органов власти, которые обязаны соблюдать нормы конкурентного права и не допускать принятия актов, совершения действий и заключения соглашений, запрещенных Законом.

Перечень этих запретов представлен на рисунке.

Нарушения Закона органами исполнительной власти и местного самоуправления, а соответственно, установление различных форм административных барьеров продолжают оставаться одними из самых распространенных видов антиконкурентных проявлений.

В 2007-2008 гг. антимонопольные органы рассмотрели около 8000 фактов по признакам нарушения ст. 15 Закона. Общее количество возбужденных дел в 2,5 раза больше, чем в 1998-1999 гг. Сила и возможности административного давления и использования запретительных мер воздействия по-прежнему велики, как и на протяжении всего периода проведения экономических реформ.

Сила и возможности административного давления и использования запретительных мер воздействия по-прежнему велики, как и на протяжении всего периода проведения экономических реформ. В то же время в нарушениях наметились некоторые структурные изменения (см. таблицу). Наибольшее число нарушений касается необоснованного препятствования осуществлению деятельности субъектов рынка (57 %).

Данная категория дел постоянно растет — в 1999 г. на ее долю приходилось 36 % дел.

Доминирование данных нарушений в течение последних пяти лет остается неизменным, в то же время сократилось количество нарушений, связанных с установлением запретов на продажу (обмен, покупку) товаров, а также с бездеятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, приводящей к ограничению конкуренции на товарных рынках.

Практически отсутствуют нарушения, связанные с установлением запрета на создание хозяйствующих субъектов. Вместе с тем после принятия закона «О защите конкуренции» появились виды нарушений, число которых незначительно, но растет,— установление ограничений в выборе продавцов или осуществление действий, создающих дискриминационные условия для субъектов.

Запрещаются ограничивающие конкуренцию акты и действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих функции указанных органов власти, предполагающие: iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . введение ограничений в отношении создания новых ХС (хозяйствующих субъектов) в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничение в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производстве определенных видов товаров необоснованное препятствие осуществлению деятельности ХС в какой-либо сфере установление запретов или введение ограничений на свободное перемещение товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров дачу ХС указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров установление для приобретателей товара ограничений выбора ХС, которые предоставляют такие товары Структура запрещенных актов и действий органов власти, направленных на ограничение конкуренции (ст.

15 Закона «О защите конкуренции») ] Структура рассмотренных заявлений в отношении антиконкурентных действий органов власти (административных барьеров) в 2007-2008 гг.

по системе антимонопольных органов* Виды антиконкурентных действий со стороны органов власти Удельный вес заявлений, % Ограничение на создание новых субъектов, установление запретов на отдельные виды деятельности 1,51 Необоснованное препятствование осуществлению деятельности субъектов 57,28 Установление запретов на перемещение, продажу (обмен, покупку) товаров 1,22 Указания о приоритетной поставке товаров, заключении договоров 1,68 Установление ограничений в выборе продавцов 2,39 Наделение властных органов полномочиями, влекущими ограничение конкуренции 1,26 Совмещение функций органов власти с функциями субъектов 2,31 Наделение субъектов властными функциями 2,85 Прочие нарушения 29,50 Всего акты и действия органов власти 100,00 *Статистический отчет Федеральной антимонопольной службы России 2007-2008 гг.

[3]. Рассчитано автором. Более чем в 2 раза по сравнению с 1999 г. увеличилось количество заявлений по поводу поступающих от органов власти незаконных указаний о приоритетном заключении договоров, поставке товаров, предоставлении услуг. Следует отметить, что подавляющее число дел (в 2007 г. 46 % дел, а в 2008 г.— 50 %), связанных с нарушением ст.

46 % дел, а в 2008 г.— 50 %), связанных с нарушением ст. 15 Закона, территориальные антимонопольные управления возбуждают в отношении органов местного самоуправления. Многие из выявленных незаконных ограничений связаны с установлением препятствий в отношении хозяйственной деятельности предприятий, составляющих инфраструктуру муниципального хозяйства.

Определенный интерес представляет анализ отраслей деятельности, в отношении которых наблюдается наибольшее количество различных видов антиконкурентных действий со стороны органов власти, в том числе и имеющих характер административных барьеров. В первую очередь это необоснованные препятствия в отношении предпринимателей, осуществляющих деятельность на рынке автомобильного транспорта — городских и междугородных перевозок (16,5 %). Данная ситуация наблюдается практически во всех субъектах Федерации и имеет устойчивую тенденцию роста на протяжении последних 10 лет.

Вопросы допустимости регулирования автомобильных пассажирских перевозок коммерческим автотранспортом являются актуальными для всех регионов России. Заявления и жалобы частных предпринимателей-перевозчиков в антимонопольные органы имеют идентичный характер и содержание: неравные условия конкурса на право осуществлять перевозки, объявление маршрутов муниципальной собственностью и предоставление их в аренду по усмотрению муниципалитета, экономически неурегулированные требования по перевозке «льготников» и др.

На рынках городских пассажирских перевозок, как правило, доминируют муниципальные перевозчики, для которых муниципальные власти создают наиболее выгодные условия, при этом устанавливая барьеры частным перевозчикам.

За последние годы состав и практика нарушений стали претерпевать существенные изменения.

В 2004 г. самым распространенным было нарушение, связанное с передачей муниципальным унитарным предприятиям своих функций по управлению рынком: распределение городских маршрутов между частными предприятиями и индивидуальными предпринимателями, заключение с ними договоров на право работы на городском рынке, квотирование количества транспортных средств на маршрутах. В 2005 г. наиболее распространенными нарушениями стали отказ муниципальных органов открывать новые маршруты и незаконные требования внесения финансовых средств, в том числе во внебюджетные фонды, за право доступа на рынок. В 2006 г. наиболее распространенным нарушением были ограничительные конкурсы на право работы на городском рынке пассажирских перевозок, позволяющие устранять действующих частных перевозчиков и ограничивать доступ новым перевозчикам на этот рынок.

В 2007 г. — нарушение условий проведения, критериев выбора победителя в таких конкурсах [4]. Повторяющиеся нарушения антимонопольного законодательства являются опасной тенденцией, которая представляет постоянную угрозу конкуренции.

Количество выявленных нарушений свидетельствует о наличии устойчивых административных барьеров входа на товарные рынки. Наиболее распространенными видами нарушений (четверть всех нарушений) со стороны органов власти являются необоснованные препятствия осуществлению деятельности субъектов предпринимательства.

Наиболее распространенными видами нарушений (четверть всех нарушений) со стороны органов власти являются необоснованные препятствия осуществлению деятельности субъектов предпринимательства. Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на оказание услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Кроме того, в гл. 3 (ст. 14-17) Федерального закона № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

[5] рассмотрен широкий спектр вопросов местного ведения, включающих такие положения, как создание условий для предоставления транспортных услуг, услуг торговли, связи, общественного питания, организация в границах муниципального образования электро- и газоснабжения и др.

Однако это положение нередко становится источником злоупотреблений со стороны муниципальных органов власти в форме явно выраженных запретов или селективных действий. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . Выделим несколько типичных случаев данного вида нарушений: — отказ частным предпринимателям согласовать установку торговых павильонов, обоснованный достаточным, по мнению администрации, количеством торговых точек в указанных местах; — введение сборов на развитие района и сборов за размещение временных мобильных объектов торговли; — введение единовременных платежей за пользование инфраструктурой; — установление дополнительных условий для получения лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией, не предусмотренных Федеральным законом; — введение разовых сборов при открытии торговых точек, выставление владельцам торговых павильонов обязательных требований наличия рекламы; — отказ согласовать работу на соответствующем маршруте. Встречаются и совсем «экзотические» запреты, как, например, требование к частным предпринимателям осуществлять торговлю не на открытых площадках городского рынка. а арендовать торговые места в пустующем павильоне, ограничение частным перевозчикам осуществлять посадку-высадку пассажиров не ближе 200 метров от автовокзала, предоставление в аренду муниципальных маршрутов, являющихся объектом интеллектуальной собственности мэрии, и др.

Анализ ситуации, сложившейся в России в 2007-2008 гг., позволяет сделать вывод о преимущественно негативном влиянии на рынок административных барьеров со стороны власти, которые вводятся под видом усиления контрольных функций государства. Список литературы 1. Князева, И. В. Антимонопольная политика в России / И.

В. Князева. 3-е изд. М. : Омега-Л, 2008.

2. О защите конкуренции : федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

3. Основные показатели деятельности : стат. отчет Федер. антимонопол. службы РФ. М. : ФАС РФ, 2007, 2008. 4. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации в 2008 г.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwwfas.gov.

ги. 5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер.

закон от 03 окт. 2003 г. 131-ФЗ.

Мероприятия по снижению административных барьеров для бизнеса

Тема защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, равно как и при осуществлении надзорных мероприятий становится весьма актуальной и востребованной. Сокращение административных ограничений предпринимательской деятельности предусмотрено рядом нормативных правовых документов, посвященных регламентации стратегических направлений, проводимых в стране реформ.

Управлением обеспечивается предоставление 5 государственных услуг, в т.ч.: — по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке; — по государственной регистрации продукции; — по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг согласно перечню, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г.

№584; — по лицензированию отдельных видов деятельности: деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.

№584; — по лицензированию отдельных видов деятельности: деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.

Для каждой государственной услуги Роспотребнадзором разработаны и своевременно актуализируются административные регламенты, содержащие исчерпывающую информацию об административных процедурах.

В целях оптимизации административных процедур при оказании государственных услуг, Роспотребнадзором постоянно проводится работа, направленная на снижение административных барьеров, а именно: — общедоступность нормативных и правовых документов, с размещением их в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте управления; — популяризация и расширение перечня государственных услуг оказываемых в электронном виде; — оказание государственных услуг через многофункциональные центры; — эффективное использование системы межведомственного электронного взаимодействия для обмена сведениями с федеральными органами исполнительной власти; — четкое выполнение административных процедур в соответствии с Административными регламентами Роспотребнадзора по предоставлению государственных услуг; — мониторинг качества предоставления государственных услуг Управлением; — анализ поступивших опросных модулей по оценке деятельности Управления по предоставлению им государственных услуг; -упрощения процедуры начала осуществления предпринимательской деятельности; — уменьшения количества услуг, на которые ранее выдавались санитарно-эпидемиологические заключения и увеличения сроков их действия, вплоть до бессрочного; — уменьшение количества продукции, подлежащей государственной регистрации.

Федеральный закон от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при поведении государственного и муниципального контроля (надзора)»

входит в пакет законодательных актов, направленных на снятие излишних административных барьеров в сфере малого и среднего предпринимательства. Настоящий закон, согласно Указу Президента РФ от 15 мая 2008г.

№ 797, закрепил принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности сначала для 20 видов деятельности.

В последующем этот перечень был неоднократно дополнен и в настоящее время уведомительному принципу подлежат более 60 основных группировок видов деятельности и производств.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г.

N 584

«Об уведомительном порядке осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»

, принятое в развитие Федерального Закона от 26 декабря 2008г.

№ 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при поведении государственного и муниципального контроля (надзора)»

— один из этапов продолжающейся деятельности по снижению административных барьеров на пути малого и среднего бизнеса.

В целях упрощения процедуры начала осуществления предпринимательской деятельности Управлением зарегистрировано с 2009 года по настоящее время 19395 уведомлений, в т.ч.

за истекший период 2017 года – 873.

На официальном сайте Управления (www.61.rospotrebnadzor.ru) выставлена подробная информация о порядке представления и регистрации уведомлений, в т.ч. правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета уведомлений утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009г.

№ 584, форма уведомления. Еженедельно проводится анализ принятых и зарегистрированных уведомлений, результаты проведенного анализа также доступны на официальном сайте Управления. В целях повышения качества предоставляемых государственных услуг, снижения административных издержек со стороны организаций, связанных с получением государственных услуг, Федеральной службой Роспотребнадзора проведены мероприятия по переводу государственных услуг в электронный вид.

Обеспечено предоставление в электронном виде государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений.

Заявление и документы, необходимые для получения данной государственной услуги, могут быть представлены в электронном виде через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ). Выведены на единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) услуги «лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)» и «лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)» и реализована возможность подачи заявлений и документов через ЕПГУ для получения указанных государственных услуг.

Выведены на единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) услуги

«лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)»

и «лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются для медицинской деятельности)» и реализована возможность подачи заявлений и документов через ЕПГУ для получения указанных государственных услуг. Планируется вывод на ЕПГУ государственной услуги по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза.

В настоящее время полностью переведена в электронный вид государственная услуга по приему и учету уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг согласно перечню, предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584.

Управлением продолжается работа по приему уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг. В настоящее время принято и зарегистрировано 187 уведомлений, поданных в электронном виде. В целях упрощения административных процедур, сокращения количества запрашиваемых документов Управлением осуществляется работа в системе электронного межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг с Федеральным Казначейством, Федеральной налоговой службой, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, на текущий момент 2017 года осуществлено 1598 запросов, обработано 40 запросов, поступивших из Департамента Потребительского рынка Ростовской области (получателя сведений по государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания).

В рамках реализации Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ

«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

, приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 596 от 05.06.2012г.

«О реализации мероприятий по формированию электронного правительства»

, в первом полугодии 2017 года продолжалась работа по взаимодействию между Управлением и государственным казенным учреждением Ростовской области «Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». Первоначально в 16 МФЦ Ростовской области, а в настоящий момент в 55-ти МФЦ организованы удаленные рабочие места для предоставления государственных услуг по принципу «одного окна».

В настоящее время управлением зарегистрировано 1304 уведомления, поступивших через МФЦ.

Путь решения одной из проблем.

Малое предпринимательство против административных барьеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

за равные права путь решения одной из проблем, малое предпринимательство против административных барьеров _Уровень развития отечественного малого предпринимательства по ряду основных показателей весьма заметно уступает достижениям _малого бизнеса в развитых странах.

Так количество малых _предприятий на тысячу человек в России в 12 раз меньше, чем в Соединенных Штатах Америки, численность занятых в 5 раз, а доля в валовом внутреннем продукте в 6 раз меньше.

При этом важно подчеркнуть какое большое значение имеет этот вид деятельности _для страны в целом и для каждого конкретного гражданина.

Ресть С.П. аспирант Ставропольского государственного аграрного университета Предпринимательская сущность организации и ведения малого бизнеса дает рыночной экономике необходимую гибкость, мобилизует все виды ресурсов, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, решает проблему занятости и другие социальные проблемы, присущие рыночному хозяйству.

Для граждан занятие малым бизнесом является не только возможностью приобретения средств к существованию, но это позволяет им и более полно раскрыть свой личностный потенциал. Так что же мешает такому важному и необходимому сектору экономики и общественной жизни подняться со столь низкого уровня в России? Таких факторов множество. Все они могут быть сгруппированы по заданным признакам.

Одним из них является вмешательство власти в сферу деятельности экономических субъектов. Это, так называемый, административный барьер. Вмешательство власти выступает в виде регулирования малого предпринимательства (регистрация, лицензирование, контроль их деятельности и т.д.).

В настоящее время малое ссийское предпринимательство, 2008, № 9 (1) предпринимательство не подкреплено сводом законов и актов, учитывающих как специфику условий его деятельности, так и особенности взаимоотношений с различными хозяйствующими субъектами и органами власти и управления. Несмотря на это, по оценкам специалистов, деятельность субъектов малого бизнеса только на федеральном уровне регулируется несколькими тысячами правовых актов, включая ведомственные нормативно-правовые документы. В связи с этим малый предприниматель подчас даже не знает всех законов, касающихся его деятельности.

Но знание всех законов и актов не всегда приводят к желаемому результату, так как многие из них противоречат друг другу. Анализ показывает, что роль властей (при отсутствии «связей», приводящее к давлению проверяющих органов) значимее, чем наличие финансовых средств. Такое суммирование представляется оправданным, потому что присутствие «связей», как правило, бывает необходимым именно для лучшей договоренности с властью.

Получается, государство создает условия для входа на рынок различным организациям, но потом малому предпринимателю без нужных «связей» бывает практически невозможно работать.

По меньшей мере около десяти проверяющих организаций приходится на субъект малого предпринимательства. Таким образом, сложность с выполнением всех необходимых законодательных норм очень проблематична.

Поэтому при проверке малому предпринимателю выгодно «договориться» с проверяющими органами.

Условия, которые диктует сложившаяся действительность, породили такую ситуацию, когда даже если все в порядке в организации, то лучше не сорится с властью, а заплатить. И на это есть вполне обоснованная причина: система коррумпированности чиновников очень сильна.

По сравнению с крупным бизнесом, суммы, уплаченные при проверке, для одного учреждения может быть и не очень высоки, но для небольших организаций это существенно. И все это в силу специфики их деятельности, для граждан занятие малым бизнесом является не только возможностью приобретения средств к существованию, но это позволяет им и более полно раскрыть свой личностный потенциал малый бизнес^ 5 рцн р В когда ощущается острая нехватка оборотных средств. Причем следует учесть, что таких «органов» не менее десяти.

Президент Российской Федерации недавно озвучил направление деятельности Правительства по снижению количества контролирующих органов и проверок малого бизнеса, но все равно остается очень много проблем.

Как выйти из этой ситуации, когда контролирующие органы ищут нарушения в работе малых организаций не с целью соблюдения закона, а с целью извлечения дохода?

При назначении контрольного органа над органами, проверяющими субъекты малого бизнеса, не факт что они не сработают по принципу, распространенному в нашей стране коопера-ии и сотрудничеству органов власти с целью извлечения незаконного дохода. Выход из ситуации в разрушении ореола безответственности слуг народа при их незаконной деятельности.

Предпринимателю будет не ыгодна существующая форма сотрудничества властью, если он будет уверен в возможности, отстоять свою правоту. А это возможно только _ в случае непротиворечивости законов и чет_ ком разделение властей. _ Нужно поставить государственных служащих в _ равное положение с предпринимателем.

В суде _ и перед законом все равны! Для этого необхо- _ димо: _ — создать общественные формы давления по _ инициации слияния всех органов налогово- _ финансового контроля в один орган; iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . _ — законодательно прописать невозможность _вмешательство взимания платы за проведение проверок, в том _власти числе способом навязывания малым организа- выступает в виде циям услуг предприятий, так или иначе связан_регулирования ных с государственной властью; _малого — добиваться установления соразмерной _предпринима- ответственности лиц и организаций за ущерб, _тельства причиненный вследствие нарушения правил _(регистрация, контроля; _лицензирование, — всем лицам, наделенным полномочиями по _контроль контролю, установить соответствующий уро- _их деятельности вень оплаты труда, защиты со стороны госу-_и т.д.) дарства и ответственности; ш н российское предпринимательство, 2008, № 9 (1) 6- — выдачу любых справок, экспертиз, заключений перевести исключительно на коммерческую основу, выведя эти организации из подчинения государства; — разработать единую систему штрафов, при которых за одно и то же нарушение небольшое предприятие может быть оштрафовано только один раз, причем с наибольшей детализации уровня возможных штрафных санкций, с тем, чтобы решение этого вопроса не зависело от конкретного чиновника; — на федеральном уровне, на уровне регионов произвести ревизию всех ведомственных инструкций, актов, приказов, противоречащих положениям, установленным в Гражданском кодексе, в части проверок органами внутренних дел деятельности малых организаций.

упростить процедуры связанные с созданием и ликвидацией бизнеса; — привести в порядок ведомственные законы, касающиеся проведения контрольных мер по предпринимательской деятельности. Назрела необходимость в законодательном установлении невозможности органов исполнительной власти при проверках иметь материальный интерес, возникающий при наложении количества штрафов и оказанных платных услуг. Следует запретить осуществление платных услуг органами контроля.

Финансирование деятельности контрольных органов должно быть лишь из бюджета и только на основании установленной бюджетной классификации, а не по существующим сметам ведомств. Необходимо провести уточнение и корректировку более раннего законодательства в соответствие с законами «О защите прав юридических лиц.» и «О техническом регулировании», поддерживая в целом закон «О лицензировании», и добиваться также ответственности лицензирующего государственного органа за незаконный отказ в выдаче и продлении лицензии.

Вслед за принятием закона «О техническом регулировании» (по мере осуществления разработок технических регламентов) лучше по оценкам специалистов, деятельность субъектов малого бизнеса только на федеральном уровне регулируется несколькими тысячами правовых актов iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . малый бизнесшА по сравнению с крупным бизнесом, суммы, уплаченные для одного учреждения может быть и не очень высоки, _но для небольших организаций это _существенно объединить в один орган контрольно-разрешительные организации с четким обозначением их полномочий, связанных только с контролем.

Нужно внести законопроекты, уменьшающие функции контроля у тех органов, которые в настоящее время их имеют, укрупняя и объединяя эти функции. Для регулирования количества и состава товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, назрела необходимость в создании трехсторонней организации, включающей представителей общественных объединений предпринимателей, защиты прав потребителей и Госстандарта Российской Федерации. Следует добиваться тотальной ревизии выдвигаемых экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

Они должны быть приближены к возможностям, которые могут обеспечить малые предприятия. Из вышеизложенного следует, что прежде чем принимать какие-то меры следует рассчитать степень влияния принимаемых решений на процесс развития малого бизнеса. При этом они должны быть направлены на то, чтобы на практике можно было использовать такие механизмы, которые позволяли бы не просто снижать, а избавляться от действующих административных барьеров, и которые служили бы препятствиями на пути их появления в будущем.

Литература 1. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/Под ред. Б.Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В.

В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. — 220 с. 2. Орлов А В: О малом бизнесе в России: Учебное пособие.

— М.: Международный университет (в Москве), 2003.

— 160 с. 3. Афанасьева Т. П., Буев В.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+